Пандемия коронавируса (COVID-19) оказывает длительное негативное влияние на сферу образования, качество человеческого капитала и социально-экономическое развитие в странах Центральной Азии, где учащиеся дети и молодежь составляют почти половину всего населения. Кризис ставит под угрозу будущие доходы подрастающего поколения. Прогнозируется увеличение уровня функциональной безграмотности среди подростков, то есть растет число учеников, которые не могут использовать навыки чтения, письма и математики для эффективного участия в жизни общества, согласно подсчетам Всемирного банка.
До пандемии образование в Центральной Азии уже сталкивалось с рядом проблем, в частности, с трудностями в устранении образовательной бедности, предоставлении равных возможностей уязвимым учащимся и в продвижении инклюзивности. В среднем ученики из стран Центральной Азии отставали от своих сверстников в Европе на полтора года обучения. Многие учащиеся в регионе уже демонстрировали низкие результаты по функциональной грамотности, согласно результатам международной программы оценки учащихся Организации экономического сотрудничества и развития PISA.
Особенную обеспокоенность вызывает рост неравенства, или разрыва, в обучении между учащимися из семей с разным уровнем дохода. Это происходит из-за ряда факторов, включая разницу в доступности дистанционного обучения и учебных материалов для учителей и учащихся, а также в поддержке преподавателей и вкладе семьи в домашнее обучение. Согласно данным PISA в Казахстане дети из самых бедных семей отстают в обучении от сверстников на год, а в Кыргызской Республике – на два с половиной года.
Пандемия COVID-19 обострила проблемы обучения, так как закрытие школ приведет к еще более негативному воздействию на самые уязвимые категории, включая учащихся из малоимущих семей, из отдаленных районов, меньшинств, и лиц с особыми потребностями.
«Пандемия коронавируса наносит системе образования и обучения удар такой разрушающей силы, что последствия будут ощущаться на десятилетия вперед, включая экономические потери в размере 44 миллиардов долларов США только в Центральной Азии. И это не самый пессимистический сценарий», - сказала Айша Вауда, ведущий специалист в сфере образования Всемирного банка в Центральной Азии. «Страны региона приняли быстрые меры по обеспечению экстренного доступа к обучению, задействуя множество каналов и форматов. Но теперь страны Центральной Азии должны реагировать таким образом, чтобы при этом заложить основу новой системы образования – качественной, устойчивой и справедливой».
Представители Всемирного банка подчеркнули, что при разработке планов по ликвидации последствий пандемии коронавируса вопросам образования необходимо оказывать первоочередное внимание. Страны должны сохранить бюджеты на образование, повысить качество удаленного обучения, обеспечить гибкость в образовательных программах с упором на компетенции и навыки, а не только на знания; разработать и предоставить преподавателям эффективные стратегии по устранению отставания в обучении, методы оценки и дополнительные часы, чтобы компенсировать потери в обучении.
По мере того как у педагогов сформируется понимание потерь в обучении каждого ребенка, потребуется разработка специальных образовательных планов, направленных на устранение отставания. Особое внимание следует уделить учащимся в наибольшей степени пострадавшим от закрытия школ. Странам региона также нужно обеспечить развитие цифровых навыков среди учащихся, молодежи и преподавателей, и предоставить больше возможностей для интерактивной работы педагога с учеником на различных платформах удаленного обучения, в целях более полной адаптации под нужды текущего кризиса.
«Всемирный банк, как в Центральной Азии, так и во всем мире, придает особое значение образованию и развитию человеческого капитала, ведь мы понимаем, что такие инвестиции приносят наибольшие дивиденды», - подчеркнула Лилия Бурунчук, региональный директор Всемирного банка в Центральной Азии. «На сегодня нами адаптировано три образовательных проекта под работу в условиях COVID: в Казахстане, Кыргызской Республике и Узбекистане. Через эти проекты была мобилизована поддержка для экстренного и удаленного обучения. Например, в Казахстане проводится мониторинг удаленного обучения и предоставление сельским педагогам цифрового оборудования».
Источник stanradar.com