Быстрый рост цен на продукты питания в Казахстане по-прежнему остается камнем преткновения для экономического блока правительства, акиматов и Нацбанка, угрожая и без того хрупкой социальной стабильности, поддержание которой осложнилось в условиях карантинных ограничений из-за пандемии коронавируса.
Очевидное – невероятное: земли много, но еда дорогая!
Как следует из данных официальной статистики, в июле, по сравнению с тем же месяцем прошлого года, то есть в годовом выражении, темпы роста цен на продовольственные товары ускорились до 11,3% с 11,1% в июне. Для сравнения: в России эти товары подорожали в июне лишь на 3,9% (июльские данные Росстат еще не опубликовал)! В итоге, в Казахстане, имеющем все возможности для удовлетворения потребностей населения в основных продуктах питания, рост цен на них остается главным инфляционным «локомотивом».
А это в свою очередь определяет и высокую цену денег на местном рынке – ведь базовая ставка Нацбанка находится сейчас на отметке в 9,0% против 4,25% у Банка России (Центробанка), то есть в соседней стране деньге дешевле наполовину. Такая ситуация не только дает конкурентное преимущество ее производителям, но и прибавляет привлекательности России как для ведения бизнеса там, так и для проживания по сравнению с Казахстаном.
Примечательно и то, что непродовольственные товары, которые в основном импортируются в Казахстан и оплачиваются поставщикам в свободно конвертируемой валюте, даже в условиях непрекращающейся девальвации тенге к доллару дорожают гораздо меньшими темпами. В июле в годовом выражении цены на них выросли на 5,4%. С начала же текущего года они подорожали на 2,9%, тогда как продукты питания – на 7,6%. При этом значительная часть позиций продовольственного баланса обеспечивается отечественными производителями. Так, по данным статистиков за 5 месяцев текущего года отечественное производство обеспечивало по муке 99,6% общего объема ресурсов, крупам – 94,0%, макаронным изделиям – 86,5%, мясу – 85,3%, молочной продукции – 84,9%, растительным маслам – 75,5%.
Казалось бы, с такой производственной базой не так уж и сложно сдерживать рост цен на хлеб насущный. Однако в реальности все выглядит с точностью до наоборот. В наибольшей степени в годовом выражении подорожали по данным за июнь крупы (гречневая – на 56,8%, манная – 14,4%, пшено – 14,3%), мука (21,5%), макаронные изделия (15,3%), баранина (18,6%), говядина и конина (17,8%), яйца (19,7%), сливочное масло (17,2%), фрукты (23,0%) и картофель (31,8%). Справедливости ради отметим, что нечто подобное наблюдается и в России, где крупы и бобовые за год поднялись в цене на 25,9%, макаронные изделия – 8,8%, сливочное масло – 8,0%, яйца – 6,4%. Зато мясо и птица подорожали там в годовом выражении лишь на 0,7%, а плодоовощная продукция – на 6,0%.
«Невидимой руке» рынка срочно требуется государственная длань
Отсюда нетрудно сделать вывод, что на внутреннем рынке Казахстана действуют некие факторы, способствующие ускоренному подъему цен именно на продовольственные товары. Среди них могут быть неразвитость логистической инфраструктуры для продвижения товаров от производителей к конечным потребителям, наличие большого числа посредников в цепочках поставок, отсутствие должного контроля со стороны государства за ценовой политикой оптовых и розничных торговых сетей, маржа которых и сборы с поставщиков отданы на их усмотрение. Вполне возможны и элементарные приписки в производстве сельскохозяйственной продукции для завышения статистических данных и получения дополнительных субсидий.
В пользу усиления государственного вмешательства в эту сферу говорит и благоприятная ценовая динамика, сложившаяся в карантинных условиях по социально-значимым продовольственным товарам, находящимся под контролем правительства и местных исполнительных органов власти.
К ним согласно правительственному постановлению, принятому в марте 2017 года, относятся мука пшеничная первого сорта и хлеб из нее, рожки, рис, крупа гречневая, масло подсолнечное и сливочное несоленое, говядина лопаточно-грудная часть, мясо кур (бедренная и берцовая кость с прилегающей к ней мякотью), молоко пастеризованное жирностью в 2,5%, кефир 2,5%, творог, картофель, морковь, лук репчатый, капуста белокочанная, сахар-песок, яйца первой категории и соль.
Конечно, стоило бы добавить в этот список фрукты и рыбу, а с учетом этнического состава населения Казахстана еще и баранину с кониной. Но в принципе и в таком виде этот перечень обеспечивает всем жителям страны достаточно неплохой рацион.
С начала текущего года социально-значимые продовольственные товары подорожали по состоянию на 28 июля на 5,6%, что дало повод руководству министерства торговли и интеграции (МТИ) со вполне понятным удовлетворением заявить о снижении темпов роста на них до рекордно низкого уровня за последние пять лет. Это и не удивительно – ведь во время действия режима ЧП совместным приказом МТИ, Минсельхоза и Миннацэкономики были введены предельные розничные цены на социально значимые продовольственные товары.
Благодаря столь жесткой мере властям удалось погасить начавшуюся было панику на товарном рынке и спекулятивный ажиотаж, который неминуемо привел бы к дефициту этих товаров и резкому росту цен на них. Приказ утратил силу с 11 мая в связи завершением действия режима ЧП.
Однако в арсенале правительства и акиматов остался достаточный набор инструментов для стабилизации цен на социально значимые продукты питания, которыми чиновники пользуются и по сей день. Среди них – временные запреты на вывоз отдельных товаров, стабилизационные фонды с форвардными договорами на поставку, предоставление льготных займов торговым сетям из местных бюджетов взамен на обязательства ритейлеров по сдерживанию цен на социально значимое продовольствие.
Таким образом, здесь сейчас действует своеобразный механизм государственно-частного партнерства. Его влияние на остающуюся высокой в целом продуктовую инфляцию можно усилить, к примеру, за счет расширения правительством перечня социально значимых продовольственных товаров, наращивания роли государства в создающейся сейчас национальной товаропроводящей системе и в оптовой торговле продуктами питания. Такой гибкий подход позволит обойтись государству без национализации сферы торговли, которой оно владело в советские времена, что обернулось всеобщим товарным дефицитом.
Автор Тулеген Аскаров
Источник stanradar.com