Касым-Жомарт Токаев озвучил семь основных принципов новой экономической политики страны. У экономистов остались вопросы.

Айдархан Кусаинов: У нас слишком много банков

Выступая с посланием народу Казахстана на совместном заседании палат парламента глава государства отметил роль усиления общественного запроса на разделение выгод от роста национального дохода и эффективные социальные лифты.

Касым-Жомарт Токаев определил семь основных принципов нового экономического курса:

  • справедливое распределение благ и обязанностей;
  • ведущая роль частного предпринимательства;
  • честная конкуренция, открытие рынка для нового поколения предпринимателей;
  • рост производительности, повышение сложности и технологичности экономики;
  • развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа;
  • «озеленение» экономики, охрана окружающей среды;
  • принятие государством обоснованных решений и ответственности за них перед обществом.

Анонсируя послание 10 июля 2020 года на расширенном заседании правительства, глава государства обещал принять новые меры для экономического бума. Быть или не быть буму, рассказал экономист Айдархан Кусаинов.

Хорошо забытое старое

Айдархан, исходя из обозначенного президентом нового экономического курса, какой из семи принципов приведет страну к росту? Что вы лично как экономист ждали от послания?

— Я лично ожидал действительно новой траектории и принципиально новых подходов в экономике. Ничего такого не прозвучало. А все, что мы услышали, это такой очевидный трюизм, который не имеет отношения ни к экономическому курсу, ни к экономической политике.

Давайте рассмотрим по приоритетам.

Например, номер 2 — ведущая роль частного предпринимательства. Как это неожиданно услышать такое в рыночной экономике, которую мы строим 30 лет

У нас индивидуальные предприниматели более 30% занятых. Существуют социально-предпринимательские корпорации. Работает Национальная палата предпринимателей. И тут, оказывается, частное предпринимательство должно иметь ведущую роль.

Когда в период перестройки Горбачев разрешил кооперативы, это было неожиданно, это был новый экономический курс. Когда Ленин разрешил в новой экономической политике частное предпринимательство — это тоже было новым. Но на 30-м году рыночной экономики такие вещи совершенно не то.

А как вам честная конкуренция и открытие рынка для нового поколения предпринимателей?

— И снова неожиданно! 30 лет строим рыночную экономику, которая базируется на частном предпринимательстве по определению. А оно по определению базируется на честной конкуренции.

Если подобные вещи легли в послание президента, что же тогда мы видели 30 лет?

Я сразу вспомнил знаменитую фразу из кинофильма «Джентльмены удачи»: «Если мы хотим до шлема добраться, с этого момента не пить, не курить, не воровать. Без меня!». Если рассуждать об экономических трендах, которые задал президент, на кого рассчитан, мягко говоря, новый экономический курс?

Карантин и государство

Не кажется ли это свидетельством тому, что у президента нет толковой команды по экономической политике?

— Так и есть. Экономический блок послания свидетельствует о том, что есть непонимание, что делать с экономикой и как развиваться дальше. Поэтому если мы посмотрим 5-6 приоритеты — развитие человеческого капитала и «зеленую» экономику, это тоже само собой разумеющиеся вещи.

Единственная новизна, очень крутая, я считаю, это первый принцип справедливого распределения благ и обязанностей

Наконец-то главным приоритетом стал не экономический рост, как это было всегда.

Какую роль сыграет комитет по денежно-кредитной политике при Нацбанке, который поручил создать президент?

— Никакую. Курс Нацбанка как регулятора это не изменит. Как показывает практика, никакие подобные институты так и не заработали.

Президент обещает, что туда войдут независимые эксперты и общественники. Это разве не исключит кулуарное принятие решений?

— Какая разница? Это же не первая структура, которая мониторит социально-экономические реформы. Есть Национальный совет общественного доверия, в конце концов. Какой результат за полгода продемонстрировал этот консультативно-совещательный орган? Особенно после череды карантинов. Может быть отличились общественные советы при акиматах? Ведь карантин — это всегда социальный вопрос, это жизнь людей. А в ней самое место тем самым общественным советам при акиматах.

Это же всегда баланс между внутренним самочувствием людей, их свободой к передвижению и активности и заботой государства об улучшении этого самочувствия

Так что и новый комитет Нацбанка просто очередной комитет. За истекшие полтора года мой личный оптимизм об улучшении социально-экономической картины исчерпался.

Регулятор на кредитной передовой

Что-то принципиально новое в действиях Нацбанка будет? Перестать сдерживать курс, например?

— Не будет. По простой причине. Даже сегодня прозвучала мысль, что Нацбанк будет субсидировать кредиты МСБ до марта следующего года на 200 млрд тенге. То, что регулятор дает льготные кредиты, это нонсенс. Это априори неправильно.

Вы не согласны, что пострадавшим отраслям нужно помогать и ставить на ноги?

Во-первых, не надо их ставить на ноги. Во-вторых, точно не Национальному банку.

Нацбанк — это регулятор, который следит за равенством условий на рынке и базовой ставкой. Он делает погоду, для него все равны

А когда регулятор начинает раздавать льготные кредиты, управляя при этом базовой ставкой, это ненормально.

 Речь не о новых кредитах, а о действующих.

— Какая разница? Он субсидирует, чего делать не должен.

Значит, у президента нет рычагов давления на банковскую систему, раз этим занимается регулятор?

— Не так. Если государство хочет помочь малому и среднему бизнесу, не вопрос. Но тогда через бюджет.

И это должно делать правительство. Регулятор не зависит ни от правительства, ни от кризиса

Смысл независимых центробанков, что во всем мире сроки полномочий их председателей не совпадают ни с чьими полномочиями — ни правительственными, ни президентскими. Они вне политики.

Досрочное изъятие из ЕНПФ

Президент заявил, что около 700 тысяч вкладчиков ЕНПФ смогут в 2021 году снять часть накоплений на жилье и лечение.

— Он же как-то сказал, что популизм главный враг демократии. Так вот, разрешение досрочно снимать накопления из ЕНПФ из этой серии. Мы даже знаем авторов этой идеи. Они смогли пролоббировать все, что, собственно, и привело страну к нынешнему положению.

 Если 700 тысяч человек досрочно изымут накопления, как это отразится на экономике?

На макроэкономике никак. Во-первых, вряд ли все эти 700 тысяч побегут за досрочным изъятием. Во-вторых, ЕНПФ не обеднеет. А вот то, что это решение ломает сам принцип пенсионного обеспечения и существования ЕНПФ как накопительства на старость,

в конце конце приведет к новым «хотелкам». И не факт, что контролируемым. Это произойдет не сиюминутно, а потом, в долгосрочной перспективе. Самое опасное в истории досрочного изъятия пенсионных накоплений — сломать принцип, на котором базируется система. Так что никакого оптимизма после послания я не испытываю.

Автор  Александра Алёхова

Источник  365info.kz