Краткие итоги: с какими вопросами обращались казахстанцы к финрегулятору.
В июле 2020 года деятельность Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка в вопросах защиты прав потребителей была сконцентрирована на оказании содействия заемщикам в реструктуризации задолженности по займам (микрокредитам), в том числе приостановлении выплат сумм основного долга и вознаграждения, а также разъяснении принимаемых мер по поддержке населения и бизнеса в период чрезвычайного положения и карантина.
Всего в июле 2020 года агентством рассмотрено 1578 обращений физических и юридических лиц, связанных с деятельностью финансовых организаций, организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, а также коллекторских агентств. По сравнению с июнем 2020 года количество рассмотренных обращений увеличилось на 36% (или на 417 обращений), что в основном обусловлено усилением карантинных мер в связи с пандемией коронавирусной инфекции, в результате которых снизились доходы у многих заемщиков и возникли финансовые затруднения по исполнению обязательств по договорам банковского займа и о предоставлении микрокредита.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество рассмотренных обращений уменьшилось на 34% (или на 812 обращений), причиной чему являлись многочисленные поступления заявлений граждан, связанных с принятием 26 июня 2019 года Указа президента Республики Казахстан «О мерах по снижению долговой нагрузки граждан Республики Казахстан».
В июле наибольшая доля обращений пришлась на банковский сектор (банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций), составив 69% от общего количества обращений. Доля рассмотренных обращений по вопросам финансового рынка с предоставлением разъяснений норм законодательства Республики Казахстан и информации о субъектах финансового рынка и(или) финансовых услугах составила 21% от общего количества рассмотренных обращений. Остальная часть обращений распределилась по секторам финансового рынка следующим образом: по вопросам деятельности организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, – 6%, субъектов страхового рынка – 2% и коллекторских агентств – 2% от общего количества рассмотренных обращений.
Актуальными вопросами обращений в банковском секторе стали: реструктуризация (изменение условий) задолженности, в том числе предоставление кредиторами дополнительной отсрочки платежей; снижение долговой нагрузки путем прощения (списания) задолженности; рефинансирование займов по условиям государственной программы; корректировка кредитной истории.
В страховом секторе были рассмотрены вопросы осуществления страховой выплаты, а также обращения с просьбой дать разъяснения норм страхового законодательства. В микрофинансовом секторе – вопросы касательно непредоставления отсрочки платежей в период действия чрезвычайного положения; несогласия с размером ГЭСВ по микрокредиту; начисления штрафов и пени кредитором в период приостановления выплат по микрокредиту; незаконного оформления микрозайма. Обращения по деятельности коллекторских агентств касались незаконных действий коллекторских агентств; правомерности передачи займа коллекторским агентством третьим лицам.
С целью оперативного реагирования на обращения граждан агентством с 26 марта 2020 года запущена горячая линия, посредством которой населению предоставляются консультации и разрешаются проблемные вопросы в индивидуальном порядке. По состоянию на 1 августа 2020 года предоставлены разъяснения более 20,8 тыс. гражданам. Граждане обращались посредством горячей линии по таким вопросам, как ограничения на счетах, препятствующие получению социальной выплаты; отказы кредиторов в предоставлении отсрочки, уведомления кредитных организаций о необходимости осуществления текущих платежей и предупреждений о последствиях просрочки неисполнения обязательств, включая ухудшение кредитной истории; начисление пени и штрафов кредитором за просрочку исполнения обязательств в период чрезвычайного положения, в том числе после обращения потребителя с заявлением на предоставление отсрочки.
25 июня 2020 года агентство запустило мобильное приложение Fingramota Online, которое представляет собой удобный инструмент взаимодействия с населением и бизнесом по вопросам защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, деятельности финансовых и иных организаций, повышения финансовой грамотности и по другим вопросам. С момента запуска более тысячи граждан обратились с вопросами к финрегулятору через данное мобильное приложение.
Примененные меры воздействия и санкции
За июль 2020 года по выявленным нарушениям действующего законодательства Республики Казахстан в действиях банков второго уровня (далее – банки), а также организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, агентством применено девять рекомендательных мер надзорного реагирования, две ограниченные меры воздействия в виде письменных предписаний и пять административных взысканий на общую сумму 2 336 748 тенге, в том числе в отношении:
- банков – три административных взыскания на общую сумму 531 048 тенге, девять рекомендательных мер надзорного реагирования;
- организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, – два административных взыскания на общую сумму 1 805 700 тенге, две ограниченные меры воздействия в виде письменных предписаний;
Основные нарушения прав потребителей финансовых услуг касались:
- исполнения платежных документов банками и требований порядка приостановления выплат сумм основного долга и вознаграждения по займам населения, малого и среднего бизнеса, пострадавших в результате введения чрезвычайного положения;
- неуказания и недостоверного указания размера годовой эффективной ставки вознаграждения в договорах о предоставлении микрокредита.
Кроме этого, банками в рамках третьей части программы проводится работа по оказанию ипотечным заемщикам, займы которых ранее были рефинансированы в рамках программы по категории СУСН, дополнительной помощи в виде уменьшения задолженности заемщика и установления льготных графиков погашения, а также возврату в собственность заемщика единственного жилья, числящегося на балансе банка.
Автор Александр Терентьев
Источник inbusiness.kz