В Казахстане заработал автообмен сведений по финансовым счетам ОЭСР.
Консультируя наших соотечественников, приходишь к выводу, что у казахстанцев наблюдается устойчивое непонимание своих персональных обязательств, которое было обусловлено внедрением всеобщего декларирования.
Хотел бы еще раз подчеркнуть, что обязательства по декларированию иностранных активов и доходов ничего общего с всеобщим декларированием не имеют. Обязанность уплатить налоги по иностранным доходам и отражению иностранных активов уже давно существует.
Возможно, об этом никто не задумывался потому, что у налоговых органов не было реальных инструментов администрирования иностранных активов и доходов. Но с 2021 года в Казахстане наконец заработает автообмен сведений по финансовым счетам ОЭСР, и вице-министр финансов Марат Султангазиев уже проинформировал общественность о том, что более чем 100 стран согласились предоставить сведения по иностранным финансовым (то есть не только банковским, но и брокерским) счетам по результатам 2020 года.
Напомню, что с 2021 года в Казахстане обязательство по иностранным активам и доходам условно разделяется на две группы. Превая - обязанность декларировать иностранные активы (недвижимость, ценные бумаги иностранных эмитентов, участие в иностранных юридических лицах и т.д.). Данный круг обязательств заключается лишь в их отражении в декларации по форме 240.00, и уплата налогов здесь не требуется.
Вторая группа - это непосредственно иностранный доход за 2020 год, соответственно, налог, который также должен быть отражен в указанной выше декларации до 31 марта 2021, обложен налогом по ставке 10% и уплачен до 10 апреля 2021.
Автообмен ОЭСР, безусловно, не сможет дать всей картины наших иностранных налоговых обязательств, но даст реальный повод налоговым органам потребовать пояснений от налогоплательщика.
Прежде всего нужно отметить, что положения о доходе контролируемых иностранных компаний по итогу 2020 года были скорректированы в Налоговом кодексе, и лицам, по разным основаниям контролирующим более 25% в иностранной компании, необходимо задуматься о налоговых рисках, связанных с налогообложением доходов такой компании в Казахстане, которое пока, к слову, происходит именно посредством заполнения декларации 240.00.
Разумеется, всем частным инвесторам, которые получили доходы на иностранных биржах, необходимо также взвесить налоговые риски при продолжении игнорирования своих налоговых обязательств.
Налоговые риски здесь можно условно разделить на две группы.
Формальная – это ответственность за непредоставление налоговой отчетности и неуплату налога.
Если физическое лицо допустило неуплату, и налог за все периоды составил более 20 тысяч месячных расчетных показателей (58 340 тыс. тенге в 2021), то речь идет об уголовной ответственности.
В случаях когда сумма неуплаченного налога ниже указанного порога и на момент выявления налогового нарушения налоговая декларация вообще не предоставлена, налогоплательщик подлежит ответственности за непредоставление налоговой отчетности в виде предупреждения на первый раз, и штрафа в 15 месячных расчетных показателей (43 755 тенге) - если имеет место повторное нарушение в течение года после предупреждения. Далее, в случае непредоставления налоговой отчетности, налогоплательщик может столкнуться и с ответственностью посерьезнее, в частности штрафом в 200 процентов от неуплаченного налога по сокрытому объекту налогообложения (сокрытому доходу).
Интересен факт, что если налоговый орган выявит неуплату налога при наличии сданной декларации (то есть будет выявлено занижение сумм налогов в декларации), то сумма штрафа составит всего 10 месячных расчетных показателей (29 170 тенге), то есть этот штраф к налоговому обязательству не привязан.
Административная группа рисков обусловлена тем, что налоговые органы не имеют достаточного опыта работы с декларированием иностранных активов и доходов.
Отдельный фактор риска подтвердился опытом первого полугодия 2021 года, когда казахстанские брокеры начали предоставлять сведения по доходам казахстанцев на местных рынках (KASE, AIX). Кроме того, Национальный банк Казахстана предоставил налоговым органам сведения о зарубежных переводах (в том числе операциях по пополнению или снятию с иностранных брокерских счетов) на сумму более $50 000.
Некоторые специалисты районных управлений государственных доходов первое время при отработке сведений, предоставленных местными брокерами, считали такие доходы подлежащими обложению, игнорируя тот факт, что они были получены в рамках налоговых льгот казахстанских бирж. Однако вмешательство заместителей начальников управлений скорректировало ошибки подчиненных.
В отношении переводов все было гораздо сложнее. Сам по себе банковский перевод прямо не свидетельствует о получении дохода, но дает почву для направления уведомлений и требования пояснений со стороны налоговых органов.
Некоторые органы государственных доходов, получив от налогоплательщика декларацию как ответ на их уведомление, проводили зрительное сравнение и требовали показать отчеты брокеров, тем самым желая фактически произвести налоговую проверку, а некоторые сотрудники по началу требовали уплаты налога в размере 10 процентов от суммы перевода.
Автор Айдар Масатбаев
Источник forbes.kz