Экономическая и геополитическая ситуация меняется каждый день, если не каждый час. Прогнозировать и описывать что-либо в таких условиях довольно сложно, тем не менее определенные контуры будущей экономики и финансовой системы России начинают проступать , сообщает forbes.ru .
Катастрофические сценарии
Ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов считает, что ситуация может развиваться по нескольким сценариям. Первый сценарий — катастрофический, с полным провалом переговоров и эскалацией ситуации. «Тут возможен полный арсенал санкций, а также столкновения с третьими странами, иными словами, третья мировая война», — говорит он. Второй — менее катастрофический, в котором нет эскалации конфликта, но есть завязание в нем. «В этом случае Россию будут пытаться изолировать от всего, что только возможно. Это сценарий Ирана», — говорит экономист.
И третий, оптимистичный сценарий — когда стороны смогут найти компромисс, а часть санкций будет снята. «Все санкции не уберут, это понятно. Они легко вводятся, но очень тяжело отменяются», — говорит Ениколопов. При этом он не прогнозирует гиперинфляцию, так как она является обычно следствием ошибок центральных банков, но прогнозирует инфляцию, отрицательный экономический рост и резкое падение уровня жизни россиян. Опрошенные Forbes финансисты также не ждут гиперинфляции, полагая, что уровень роста цен останется в пределах 15-20%. Многие банки и экономисты ориентируются на сценарий Ирана, в отношении которого были введены сходные санкции в 2015 году. Инфляция в стране составляет 30%, но это официальная.
По данным Frank Media, ЦБ и крупные банки за месяц до начала «спецоперации»* на Украине оценивали риски для экономики от введения жестких санкций. По их оценкам, жесткие санкции приводят к падению ВВП на 10%, резкому росту безработицы до 12%, росту ключевой ставки до 20-30%, падению курсов валют до 150-200 рублей. При этом банкиры полагали, что жесткие санкции могут быть введены в случае признания независимости Донецкой и Луганской республик.
Интересно, что финансисты считают макроэкономические условия неизменившимися. «Физический экспорт из страны не ограничен, то есть денежные потоки в страну не изменились. Набирающая темпы мировая инфляция (в частности, в США инфляция выросла до 7,5%, в Европе — до 5% — максимум за 40 лет) ограничивает возможности по введению эмбарго на экспорт продукции из России. Мир находится в структурном дефиците сырья, и эта ситуация будет сохраняться еще один-два года. К примеру, в санкциях на банки отдельным исключением идет разрешение на расчеты за поставку нефти и газа», — сказал Forbes один из финансистов.
Золотой стандарт
Санкции, наложенные США и Европой на резервы Банка России, оказались одним из самых неожиданных решений: кажется, что в такое никто не верил и никто к этому не готовился. Хотя в ЦБ понимали, что последними санкциями может быть именно заморозка золотовалютных резервов. Это решение привело к немедленной девальвации рубля и введению в России контроля за движением капитала: резидентам сначала запретили открывать счета за рубежом и переводить туда валюту, затем — вывозить из страны наличные в сумме более $10 000, переводы нерезидентов ограничили суммой $5000, а экспортеров обязали продавать 80% выручки. Эти решения были приняты, чтобы остановить бегство валютных капиталов из страны. И они эффективно остановили панику валютных вкладчиков, которым оказалось незачем забирать валюту из банков, — все равно ее невозможно вывезти, считает управляющий директор Arbat Capital Александр Орлов.
Решение о замораживании активов ЦБ ударило не только по рублю, но и по доллару, считает стратег по процентным ставкам Credit Swiss Золтан Поцар, которого цитирует Bloomberg. Во-первых, это не первый случай, когда США замораживают долларовые активы Центробанка — такое же решение было принято в отношении регулятора Афганистана, когда в стране к власти пришел «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в России). Эти решения, считает Поцар, заставляют центральные банки всех стран пересмотреть свое отношение к доллару как к резервной валюте — он может оказаться недоступным в трудной ситуации. Банк России готовился к чему-то подобному: к январю у него в резервах было золота на $120 млрд, и это больше, чем в долларах, пишет Bloomberg. Теперь же, когда ЦБ потерял доступ к долларам и евро, золото — основной актив российских резервов. По мнению Поцара, это означает, что рубль потенциально становится валютой, обеспеченной золотом. По его словам, в ситуации, которая произошла, рублю нужен такой якорь, как золото.
«Пока рано говорить о золотом стандарте, но мы дрейфуем в его сторону», — сказал Forbes экономист, попросивший об анонимности, так как ему сейчас запрещено давать комментарии. Он также думает, что после решения о блокировке резервов ЦБ центральные банки задумаются о том, что валютные резервы — ненадежный актив, который можно отнять в самый неподходящий момент, и будут пересматривать подходы к системе обеспечения финансовой стабильности. При этом привязка рубля к золоту не означает твердой валюты со стабильным курсом: «Золото тоже волатильно, оно потеряло свою монетарную роль с тех пор, как мир отказался от золотого стандарта», — говорит экономист. По его мнению, отмена НДС на золотые слитки обсуждается как раз в свете всех этих соображений — слитки могут стать тихой гаванью в условиях экономического стресса, раз уж доллар и евро утратили такую функцию. При этом, как сказал Forbes один из финансистов на условиях анонимности, можно ожидать появления серого рынка валюты, на котором наличный доллар будет стоить гораздо дороже безналичного.
Если опять сравнить ситуацию с Ираном, там не запрещен доллар, но официальный курс в шесть раз ниже рыночного. Официальный курс используют импортеры для закупки жизненно важных товаров.
Двухуровневая банковская система
Крупнейшие российские банки попали под санкции и не могут проводить расчеты с западом в долларах или евро. Россия в ответ запретила платежи в валюте за границу: население не может открывать счета и переводить туда валюту, компании не могут платить дивиденды и купоны по бондам, ряд банков отключены от SWIFT, то есть вообще не могут проводить международные платежи. При этом в России остались «дочки» иностранных банков, которые не могут выводить валюту за границу, но могут ее переводить в Россию. Помимо этих банков, есть множество частных, которые не попали под ограничения со стороны Запада, — именно они и смогут проводить платежи за импорт и экспорт. Таким образом, в стране формируется двухуровневая банковская система, говорит Александр Орлов. По его мнению, иностранные банки в конце концов уйдут из России, продав свои дочерние организации, например, менеджменту. «Госбанкам не продашь, самый простой путь — продать менеджменту за один рубль. Эти банки хорошо капитализированы, прибыльны, они вполне нормально смогут функционировать в руках менеджмента», — говорит он. Если все застынет в текущем состоянии, и не будет отключения SWIFT для всех, сформируется большая банковская система, которая будет нормально функционировать внутри страны, а также небольшой кластер банков, которым разрешено вести внешнеэкономическую деятельность, полагает Орлов.
При этом высокая ключевая ставка ЦБ в 20%, которой регулятор удерживает инфляцию и курс, де-факто означает отсутствие кредита в стране: «Сейчас нет никаких экономических причин брать кредит, а кредит — это основа экономики», — полагает профессор ВШЭ, основатель канала bitkogan Евгений Коган. Он также обращает внимание, что с такими ставками кредита остановится факторинг, то есть торговое финансирование, что будет означать замедление торговой активности и дефицит товаров. В Иране ключевая ставка стабильно близка к 20
Фондовый рынок
«Старая парадигма существования фондового рынка, где были иностранные инвесторы и возможность покупать иностранные активы российским инвесторам, разорвана, но это не означает конец рынка. Акции и облигации — это набор прав, пока существует правовая система, может существовать и фондовый рынок», — говорит управляющий директор «Ренессанс Капитала» Максим Орловский. Он считает, что сейчас все обнулилось и начинается заново.
При этом первая задача — налаживание экспортных потоков, перенаправление их из Европы в Азию, а также налаживание расчетов, для чего страны, которые ввели санкции, выдают различные лицензии, позволяющие обходить эти санкции. «Это открывает поток валюты в страну», — считает Орловский.
Он отмечает, что рынок облигаций сопоставим по объемам с рынком коммерческих кредитов, и он будет функционировать. Рынок акций более волатилен, но и он останется: «В Иране фондовый рынок существует, там есть свои взлеты, свои падения. Более того, он был одним из основных способов сохранения сбережений». При этом Орловский отмечает, что, конечно, его объем значительно уменьшится — например, free float «Сбера» на внутреннем рынке в пять раз меньше, чем на внешнем.
«Рынок переживает одновременно с фондовым также инфраструктурный кризис», — сказал Forbes один из финансистов. По его словам, Россия вернулась во времена, когда не было возможности совершать сделать через Euroclear. Он ожидает инфраструктурных изменений, например создания санкционного НРД, который позволит проводить расчеты с ценными бумагами. При этом он ожидает, что акции довольно быстро отыграют падение, потому что «это свойство акций — отыгрывать инфляцию и девальвацию».
«По опыту развивающихся стран — Аргентины, Бразилии, России, Турции — мы прекрасно знаем, что локальный рынок акций в национальной валюте отыгрывает девальвацию в среднем за полтора-два года. Это если вы на момент девальвации были в акциях, а если купите их в кризис, то срок сократится до года. Компании-экспортеры начинают зарабатывать больше в рублях, затраты растут на размер инфляции, а получаемые доходы идут в чистую прибыль, что ведет к увеличению стоимости компаний. Логично делать ставку на частные компании-экспортеры, которые будут платить повышенные дивиденды. В 2014 году рынок российских акций закрылся по итогам года на уровне 2% прироста, а в 2015 году вырос на 50% с плюсом», — говорит он.
В Иране капитализация фондового рынка с 2017 по 2021 год выросла в 15 раз в местной валюте, его капитализация составляет $220-230 млрд. В стране работает более сотни брокерских компаний, а торгующиеся бумаги стали чуть ли не единственным способом для населения защитить сбережения от инфляции.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Автор Елена Тофанюк
Источник forbes.ru