Отказ от энергоресурсов с востока обернется огромными финансовыми потерями , сообщает mk.ru.
Энергетическое сотрудничество России и Европы висит на волоске: страны Старого Света собираются оказаться от углеводородов из нашей страны, в результате чего мы потеряем львиную долю экспортного рынка топлива. Бывшим партнерам придется заняться разгадкой новых топливных головоломок: Европе нужно будет быстро найти альтернативные источники поставок сырья, а России — новые сбытовые площадки. Пока как у одной, так и у другой стороны шансы успешно справиться с подобными задачами невелики.
Еврокомиссия опубликовала проект плана по ускоренному отказу от российских энергоносителей. В первую очередь документ касается природного газа, потребность которого страны континента намерены снизить на две трети уже до конца 2022 года. А затем, в течение последующих 5 лет, полностью отказаться от поставок из России. Ранее полный мораторий на закупку углеводородов в нашей стране объявил американский президент Джо Байден. Москва не замедлила с ответом: гарантии надежности поставок энергоресурсов российским партнерам по всему миру сохраняются, но нашей стране по силам подобрать новых потребителей сырья, которые будут не так капризны по отношению к топливным контрагентам. Пока все эти шаги и заявления больше похожи на политические демонстрации. Но за ними встают вполне практические экономические вопросы: сможет ли Старый Свет обойтись без российского газа и найдет ли Москва новых покупателей на свой основной экспортный продукт – газ?
Доминирование «Газпрома»
«Газпром» является крупнейшим поставщиком природного газа в Европу, а его доля в последние годы варьируется от 28% до 40% от всей емкости рынка «голубого топлива» Старого Света, который оценивается примерно в 400 млрд кубометров. На втором месте находится Норвегия, занимающая около 26-27% рынка, на третьем - Великобритании, которая ежегодно добывает порядка 40 млрд кубометров, расходуя их, правда, в основном лишь на собственные нужды. Еще 20 млрд кубов добывает Голландия, вслед за которой следует Германия, способная похвастаться всего лишь 5 млрд кубометрами добычи. От 3 до 4 млрд кубов газа дают Польша и Дания. Совместно семерка стран - лидеров обеспечивает около 90% необходимого континенту топлива. Остальные 10% приходятся на поставщиков сжиженного газа из США и Катара.
В прошлом году поставки «Газпрома» в дальнее зарубежье выросли на 5,8 млрд до 185,1 млрд кубометров. Экспорт концерна мог увеличиться еще больше, но в конце 2021 года монополия резко снизила отгрузку сырья в некоторые страны ЕС. Глава правления концерна Алексей Миллер не скрывает, что сентябре 2021-го зарубежные продажи упали на 12%, в ноябре и октябре — на 25%, а в декабре — на 33% (в сравнении с аналогичными периодами 2020-го). Но в любом случае, «Газпром» выполнял свои обязательства перед европейцами по долгосрочным контрактам. Заключать новые соглашения в таком формате лидеры стран континента не хотели, а монополия не бронировала дополнительные трубопроводные мощности, ограничивая свое предложение на краткосрочном спотовом рынке.
Тем не менее, в целом результат 2021 года стал четвертым по объему в истории компании. Закупку российского трубопроводного «голубого топлива» газа нарастили 15 стран: спрос со стороны Германии вырос на 10%, Италии — на 20%, а Турции — более чем на 60%. Как на днях заявил еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон, российский импорт продолжает обеспечивать около 40% всего потребления газа в ЕС, а суточный доход России от экспорта углеводородов сейчас составляет 800 млн евро.
С позиций сегодняшнего дня все эти внушительные результаты дают не столько повод для гордости, сколько пищу для размышлений о будущем. По прогнозам Международного энергетического агентства, добыча газа в нашей стране в 2022 году вырастет на 2 млрд — до 763 млрд кубометров. Вопрос, смогут ли отечественные добытчики оперативно найти альтернативные рынки сбыта для этих колоссальных объемов, если европейские клиенты порвут партнерские связи, остается открытым.
Труба в Поднебесную
Наиболее привлекательным направлением для Москвы с точки зрения торговли энергоресурсами в настоящий момент являются азиатские государства. Спрос на газ в этом регионе в прошлом году увеличился на 7%. Правда, в 2022 году темпы роста, по прогнозам, снизятся до 5%, причем, в основном страны Азиатско-Тихоокеанского региона будут приобретать сжиженный газ. Впрочем, запросы отдельных азиатских держав могут оказаться значительно выше, чем у соседей. Так, по оценке МЭА, спрос на газ в Китае за прошедший год подскочил на 12%, а в 2022-м ожидается, что потребление Поднебесной прибавит еще 8%. На столько же вырастет спрос на сырье со стороны другого экономического гиганта АТР — Индии.
Пока Россия только налаживает газовое сотрудничество с Китаем, на потребителей которого, по подсчетам аналитиков международной финансовой корпорации ING, приходится всего 2% экспорта российского сырья. Для сравнения: в Европу уходит более 80% поставок «Газпрома».
Вместе с тем, существующий договор с Пекином предусматривает поставки российского газа по магистральному трубопроводу «Сила Сибири» в течение 30 лет и предполагает рост ежегодного экспорта до 38 млрд кубометров. Правда, на такие обороты «Газпром» выйдет лишь к 2024 году, а пока экспортные продажи намного ниже — около 10 млрд в год.
Существуют проекты второй и даже третьей ниток этого маршрута, которые частично позволят газифицировать дальневосточные регионы России, а их конечная точка будет находиться на границе с Поднебесной, что даст возможность для расширения экспорта в том числе в сторону Монголии на 15-50 млрд кубов. Среди самых амбициозных планов — повышение «Газпромом» через 10 лет ежегодных продаж через Китай до 100 млрд кубометров, что равняется двум третьим российского экспорта в ЕС. Однако к строительству большинства подобных веток «Газпром» собирается приступить только через несколько лет. Уже подключенные к поставкам транспортные сети, в частности, газопровод с Сахалина через Хабаровск во Владивосток, позволяют перекачивать сейчас всего 5,5 млрд кубов.
Хотя эксперты утверждают, что эту трассу, пролегающую вдоль китайской границы, легко расширить, построив короткий (25 км) отвод от магистрали в направлении экспортного рынка. Не стоит забывать, что российские месторождения, задействованные в экспорте в Китай, не служат ресурсной базой для поставок в Евросоюз, поэтому контракты российского концерна с Пекином не означают потерю европейскими странами возможности заключать с «Газпромом» новые соглашения, если, конечно, геополитическая ситуация этому будет способствовать.
Газу дают отсрочку
По словам эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, отказ европейских стран от российского газа станет причиной возникновения огромной бреши в энергобалансе континента и приведет к остановке множества заводов и фабрик. Импортеры Старого Света вряд ли смогут найти необходимые 150 млрд кубов в год, выпадающих из ресурсной базы ЕС. При этом, по расчетам МЭА, потребление газа в странах Евросоюза в обозримом будущем будет увеличиваться примерно на 5% ежегодно.
Так как и России придется искать новых покупателей «голубого топлива», европейцы могут испытать серьезные проблемы с подбором альтернативных источников поставок энергоресурсов. И, судя по всему, в ЕС с повышенным усердием взялись исполнять подобную задачу: ведь дефицит топлива превратит жизнь европейских обывателей в настоящую катастрофу. Ее «репетиция» на континенте уже состоялась этой зимой, когда газовые цены разом взлетели в 10 раз против обычного уровня.
Поиск газовых ресурсов ведется по всему миру, но решить эту топливную головоломку Старому Свету будет крайне сложно. Какие варианты альтернативных поставок более-менее реальны? Недавно на европейскую авансцену вышел Азербайджан. Как заявил недавно министр энергетики республики Пярвиз Шахбазов, страна располагает запасами газа, достаточными для поставок в Европу «в течение 100 лет».
Звучит красиво, но что на самом деле скрывается за этими громкими заявлениями? Первые символические 140 тыс. кубометров газа из азербайджанского месторождения Шах-Дениз были перекачаны через Трансанатолийский газопровод (ТANAP) по территории Турции, и через Трансадриатический (TAP) в сторону Италии еще в 2020 году. В этот заложенный несколько лет назад проект вложились инвесторы шести стран (помимо Азербайджана – это Италия, Англия, Бельгия, Испания, Швейцария), каждая из которых с нетерпением ждет его окупаемости. Правда, в этой диспозиции сырье уже равно распреледено: по планам консорциума, из 16 млрд. кубов в год прогоняемых по трубе, 6 млрд. забирает Турция, по 1 млрд - Греция и Болгария, а остальные 8 млрд. кубов газа отправляются в Италию и делятся между Испанией и Бельгией.
Кроме того, по словам Юшкова, Баку обременен несколькими экспортными контрактами, объемы которых более чем в 1,5 раза превышают поставки Азербайджана в Европу. Ну а Трансанатолийского и Трансадриатического газопроводов, посредством которых азербайджанцы экспортируют сырье, ограничены по мощности и не в состоянии повысить объемы прокачки. Следовательно, при всем желании, Азербайджан сможет обеспечить в лучшем случае лишь десятую часть тех поставок, которые сегодня осуществляет в Европу Россия.
Впрочем, на коротком временном отрезке европейцы могут найти вполне рентабельные варианты альтернативных поставок газа. Так, в январе 2022 года они активно закупали американский СПГ, который в тот момент оказался вдвое дешевле российского сырья. Как разъясняет старший консультант VYGON Consulting Екатерина Колбикова, газовые котировки на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона снизились, поэтому поставщики США получили возможность предоставить странам Старого Света дисконт и получили рыночное преимущество перед россиянами. Но преимущества российских трубопроводных поставок обеспечивались их долгосрочностью, надежностью и независимостью от перепадов цен. Других поставщиков с аналогичным набором «плюсов» Старому Свету взять неоткуда.
«Европейцы сами должны выбрать, покупать им газ у России или нет. В ЕС понимают, что не в состоянии сразу отказаться от наших углеводородов, поэтому разработали план, позволяющий найти альтернативу. Однако этот документ предполагает полный отказ от российских энергоресурсов (газа, угля и нефти) только к 2027 году. За оставшееся время европейские «горячие головы» еще неоднократно пересчитают, насколько выгодно будет претворять его в жизнь», — уверен Юшков.
Авторы Николай Макеев
\Источник mk.ru