Вишинг вышел на новый уровень. Телефонные мошенники собирают биометрические данные людей с помощью … robocalls, то есть голосовых ботов. Причем роботы, как правило, назойливы и звонят с завидной периодичностью.

Голос виртуальных ассистентов окреп | ComNews

Как противостоять этому виду мошенничества, сообщает  fingramota.kz.

Посредством IP-телефонии злоумышленники подделывают любые номера, и это позволяет им представляться кем угодно: сотрудниками банков, правоохранительных органов, различных компаний. Мошенники для пущей убедительности и увеличения охвата людей с помощью современных технологий используют голосовых роботов, которые «общаются» с собеседниками по определенным сценариям, или аудиозаписи.

Аферисты создают легенду, заставляют собеседника в нее поверить и сообщить свои персональные и платежные данные, а затем обнуляют банковский счет, либо же записывают голос «жертвы» для использования в своих корыстных целях.

Какие легенды придумывают мошенники?

Чаще всего злоумышленники запугивают людей историями о хакерской атаке на их счета, взломе личного кабинета онлайн- или мобильного банкинга. Робот может позвонить вам с короткого номера вашего банка, что определенно может сбить с толку и таким образом снизить вашу бдительность, и сообщить: что посторонние лица пытались или уже оформили на ваше имя подставной кредит, что из-за различных санкций счет оказался заблокирован, что банк отключили от системы международных переводов SWIFT и нужно срочно перевести деньги на «резервный», безопасный счет и т.д.

Мошеннические боты могут позвонить от лица департамента полиции, сообщить о наличии некоего штрафа и попросить нажать, к примеру, «1» для получения подробной информации. После подключается другой голосовой «помощник», предупреждающий, что информация, которую они хотят раскрыть суперконфиденциальна, и чтобы подтвердить свою личность, необходимо ответить на ряд вопросов, среди которых могут быть вопросы о ваших платежных данных.

Довольно распространена еще одна схема, которую используют телефонные мошенники через голосовую автоматизацию. Как только вы ответите на звонок, включается запись, на которой вам сообщают, что вы или ваш номер выиграли в конкурсе, лотерее, розыгрыше. Естественно, вы задаете уточняющие вопросы, однако поток слов на том конце провода не прекращается. Если прислушаться, то можно понять, что это простая аудиозапись, но не сразу вы сможете догадаться, что и ваша речь тоже записывается.

Какие бы поводы ни использовали мошенники, привлекая голосовых роботов, они пытаются получить от вас важные конфиденциальные сведения: ИИН, номер документа, удостоверяющего личность, полные реквизиты карты, код из SMS. Также злоумышленникам важно получить от вас четкие фразы: «Да» и «Я подтверждаю». Для этого боты могут задавать такие вопросы, как: «Вы проживаете в Алматы?», «Вы совершали платежи за последние сутки?», «Вы хотите забрать свой приз?», «Вы меня хорошо слышите?», «Подтверждаете ли вы эту информацию?» и так далее.

Как аферисты могут использовать ваши голосовые данные?

Мошенники рассчитывают на то, что смогут с помощью аудиозаписи голоса жертвы совершать различные финансовые операции в кредитной организации, к примеру, взять заем. Однако в банках и микрофинансовых организациях, помимо такого компонента процедуры подтверждения личности, как биометрическая идентификация, существуют еще дополнительные уровни проверки. Одного только «да» недостаточно, чтобы на вас сразу оформили кредит. Однако, если вы успели сообщить роботу важную персональную информацию, тогда риск того, что вы останетесь без средств на банковском счете и с кредитами, оформленными без вашего ведома, увеличивается в разы.

Что еще мошенники могут сделать с вашим «голосовым слепком»? Продать третьим лицам или использовать в целях вымогательства, к примеру, смонтировать компрометирующую вас запись и потом требовать за нее деньги.

Что делать? 

Голосового робота (спамера) распознать не трудно. Просто не доверяйте ему, завершите разговор и заблокируйте номер.
Если вы все же решили продолжить «общение» с ботом, то будьте осторожны, при разговоре используйте к примеру вместо слова «Да» - «Алло». Также можно использовать неоднозначные слова: «Эээ, как бы», «Угу», «Мхм» и так далее, это сбивает алгоритм мошеннических автоматизаций.
Злоумышленники используют специальные сервисы, позволяющие подменить почти любой существующий в этом мире номер. При этом мошенники могут находиться в любой стране мира. Поэтому рекомендуем завершить разговор и самостоятельно набрать номер горячей линии банка в котором вы обслуживаетесь или телефон организации, от лица которой вам позвонили спамеры, чтобы удостовериться, соответствует ли действительности та информация, о которой вам только что сообщили.


Запомните, что банки и другие организации, а также сотрудники правоохранительных органов никогда не будут звонить вам, чтобы уточнить данные вашей карты и иную конфиденциальную информацию. Никакого безопасного счета не существует! Это легенда, придуманная мошенниками.
Предупредите своих родителей, бабушек и дедушек, а также детей, имеющих карту для оплаты товаров и услуг, чтобы никому, особенно по телефону, не сообщали реквизиты карты, в том числе код с обратной стороны, пароль к интернет-банкингу, SMS-код, и не скачивали сомнительные приложения по инструкции звонящих.

Как быть, если вы сообщили свои данные мошенникам?

К сожалению, люди часто сами передают важную информацию в руки мошенникам, потому что теряют бдительность и в силу различных обстоятельств способность мыслить рационально и все анализировать.

Если вы по неосторожности передали персональные данные третьим лицам, то незамедлительно обратитесь в свой банк, сообщите о случившемся и попросите заблокировать ваши счета и все операции. Обязательно напишите заявление в правоохранительные органы и сохраните себе копию заявления с номером и датой регистрации.

Источник fingramota.kz