Некоторые казахстанцы, которые стали жертвами мошенников, обнаружили, что на них оформлены кредиты сразу в нескольких банках. Общая сумма займов при этом не соответствует ни их доходам, ни долговой нагрузке. Как это возможно,сообщает nur.kz.
Когда казахстанцы оформляют кредиты, банки должны тщательно проверять их платежеспособность и уровень долговой нагрузки. При этом главное правило – на оплату ежемесячных платежей по всем займам должно уходить не более половины месячного дохода заемщика.
То есть если на заемщике уже числятся кредиты с достаточными ежемесячными платежами, то возможность одобрения еще одного сводится к нулю.
Тем не менее, в Казахстане с пугающей периодичностью возникают случаи, когда на ничего не подозревающих граждан мошенники в короткий срок оформляют по несколько кредитов в разных банках, долг по которым никак не соответствует доходам заемщика поневоле.
Истории казахстанцев, ставших жертвами мошенников
Несколько историй таких казахстанцев было описано в запросе от депутатов мажилиса парламента РК от Ассамблеи народа Казахстана, предоставленного нам членом Комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента РК Юрием Ли.
Так, на одного из казахстанцев мошенниками было оформлено 14 кредитов на общую сумму 25 миллионов тенге.
Причем оформляли займы и крали деньги со счетов мужчины в течение целого месяца с помощью программы удаленного доступа, которая позволяет перехватывать данные со смартфона в тайне от его хозяина.
На другую казахстанку за один день в трех разных банках были оформлены кредиты в общей сумме более 10 миллионов тенге. Для этого мошенниками также использовалась подобная программа.
И в еще одном случае аналогичным способом на женщину был оформлен кредит в размере менее 800 тысяч тенге.
Но на нем было заострено внимание из-за того, что информация об этом займе в кредитной истории появилась лишь спустя 40 дней после его оформления. То есть, если бы данные обновились и стали известны раньше, то ситуация, возможно бы имела менее тяжелые последствия.
Почему мошенники могут оформить огромные кредиты
Все дело в том, что, согласно закону «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан», банки обязаны предоставлять информацию в кредитное бюро об изменении в кредитной истории заемщика в течение 15 дней.
То есть, если заемщик взял кредит, то это может отобразиться в его кредитной истории только через полмесяца. А некоторые банки, как мы узнали из историй жертв мошенников, и вовсе нарушают этот срок. А за это время можно оформить не один кредит.
В результате при оформлении каждого последующего займа коэффициент долговой нагрузки уже становится не актуальным, и ежемесячный платеж по кредиту может в несколько раз превысить ежемесячный доход. Как следствие, заемщик оказывается в глубокой "долговой яме".
Соответствующие вопросы об актуальности информации, отображаемой в кредитной истории, в депутатском запросе были адресованы Агентству РК по регулированию и развитию финансового рынка. Нам же пока остается ждать ответа на них.
Что делать, чтобы защититься от мошенников
Тем временем напомним, чтобы избежать вышеописанных ситуаций, нельзя устанавливать в свой смартфон подозрительные приложения из неофициальных источников, особенно по просьбе неизвестных людей.
Будет полезно использовать антивирусную программу, устанавливать связанные с безопасностью обновления операционной системы и не пренебрегать другими способами обезопасить свой гаджет.
Также нельзя реагировать на звонки якобы банковских работников, специалистов службы безопасности, представителей государственных органов и других, которые просят предоставить им данные карты, коды из пришедших на телефон сообщений и другие личные данные.
При таком звонке не стоит подвергаться панике, а нужно перезвонить в банк и перепроверить озвученную звонящим информацию.
Источник nur.kz