Впервые о микрокредитовании в Казахстане заговорили в середине 90-х гг. Этот период совпал со временем, когда многие города и села в стране испытывали серьезные экономические трудности. Появление микрокредитных организаций было не случайным. Однако мало кто знает, что их основная функция заключалась в помощи безработным и создании условий для ведения небольшого бизнеса , сообщает nur.kz.
История микрокредитования в мире берет свое начало с 1974 года. Его основателем считается профессор экономики Мухаммад Юнус. Он принимал участие в программе по борьбе с бедностью в Бангладеш. Первые микрозаймы выдал из собственных средств нескольким женщинам, которые занимались изготовлением мебели. Основная идея заключалась в помощи людям развить свое дело. При этом акцент был на женское предпринимательство. Этот проект стал настолько успешным, что Мухаммада Юнуса удостоили Нобелевской премией мира.
Опыт Мухаммада Юнуса был применен во многих странах, в том числе и в Казахстане. Микрофинансирование в республике стало развиваться в 1996 году. Тогда Агентством USAID был объявлен тендер на реализацию и запуск Программы микрокредитования в Казахстане. Выиграла его американская корпорация ACDI/VOCA.
И уже в 1997 году в Талдыкоргане появляется Казахстанский фонд кредитования общин (КФКО). Он предлагает местным жителям групповое микрокредитование. Механика проста: формируется группа из нескольких человек, каждому из которых выдается по 50 долларов на развитие собственного дела. Главное условие: если кто-то из заемщиков не сможет отвечать по своим обязательствам, то его подстрахуют другие члены группы.
В 90-х такой продукт был уникальным в своем роде. Основными клиентами КФКО стали владельцы небольших торговых точек или люди, занимающиеся бизнесом на дому. Например, выпечкой.
Почему запуск проекта начался именно в Талдыкоргане. Этот город, согласно исследованиям ООН, был одним из самых депрессивных в регионе. Закрывались производства, высвободилось огромное количество людей. Выдача микрокредитов способствовала развитию предпринимательства. При этом основной упор мы делали на развитие женского предпринимательства.вспоминает Шалкар Жусупов, Председатель Правления компании KMF
Среди клиентов КФКО 80% были женщины. Свое хобби многие из них в годы перестройки превращали в прибыльный бизнес. Например, любовь к шитью переросла в небольшое ателье, пристрастие к кулинарии в пекарню и т.д.
КФКО работал без рекламы. В нашем случае сработало сарафанное радио. О нас говорили клиенты, которые на своем примере убедились, что все прозрачно и это финансирование способствует развитию собственного дела. С каждым заемщиком мы работали индивидуально, объясняли механику и даже обучали финансовой грамотности, - говорит Шалкар Жусупов , Председатель Правления компании KMF
Кстати, просрочек заемщики практически не допускали. Все платежи вносили в срок, а после погашения, обращались за средствами повторно. Опыт Талдыкоргана показал, что микрокредитование востребованный инструмент. Основными финансовыми донорами КФКО были международные организации. Так, в 1998 году USAID выделяет учреждению первый грант, который позволил охватить доступным финансированием еще больше казахстанцев в других регионах страны.
КФКО стал уверенно расти, поэтому в 1999 г. мы открыли филиал в г. Шымкент. Жители города отнеслись к нашему появлению с настороженностью. Они думали, что для получения микрокредита им сначала необходимо заплатить какую-то сумму. Нам приходилось объяснять людям, как работает система микрофинансирования. И уже очень скоро мы завоевали доверие местных предпринимателей. К нам потянулись клиенты.Шалкар Жусупов, Председатель Правления компании KMF
Одновременно с расширением географии увеличивается и продуктовая линейка. Помимо группового микрокредитования предпринимателям предлагают средства на развитие агробизнеса. Кстати, большая часть клиентов была сосредоточена именно в сельской местности. И это не случайно, уровень жизни в селах необходимо было повышать.
Мы видели потребность сельчан в таком продукте – как микрокредиты для развития агросектора. Поэтому включили его в свою линейку. И я считаю, что это было правильным решением. У нас есть много примеров, когда сельчанин брал средства на покупку нескольких голов скота, а уже спустя время расширял бизнес до крестьянского хозяйства. И это еще раз подтверждает, что философия микрофинансирования заключается именно в развитии предпринимательства, а не в получении сиюминутной прибыли.Шалкар Жусупов, Председатель Правления компании KMF
В этот же период КФКО переживает свой первый ребрендинг и трансформируется в Казахстанский фонд кредитования, ведь теперь помимо групповых продуктов, его клиентам доступно индивидуальное микрокредитование.
В начале двухтысячных КФК ежегодно открывает филиалы по Казахстану. А в 2006 году начинается новый этап развития - КФК меняет статус и выходит на рынок под брендом - KMF. Спустя 10 лет KMF становится микрофинансовой организацией – крупнейшей в своей отрасли не только в Казахстане, но и в СНГ. Кредитный портфель на тот момент превышает 105 млрд тенге.
Источник nur.kz