Нужно ли менять технический паспорт перед продажей или после покупки квартиры, дома. Кстати, сейчас документ называется иначе , сообщает krisha.kz .Расскажем об этом подробно.
Фото: shutterstock.com
Техпаспорт и госакт сменили названия
С 1 июля 2023 года технические паспорта на квартиры, дома, гаражи, а также госакты на участки называются по-новому — кадастровые паспорта.
Их обязательно оформляют на новую недвижимость, а на вторичную — по желанию владельца или при изменении характеристик жилья.
Важно: все действующие техпаспорта на квартиры/дома и госакты на участки, выданные ранее, сохраняют свою силу.
В кадастровый паспорт, как ранее в техпаспорт и госакт, вносят только идентификационные характеристики объекта недвижимости:
- адрес;
- регистрационный код адреса (при его наличии);
- вид недвижимости;
- кадастровый номер;
- форму собственности;
- количество составляющих;
- категорию земель;
- делимость;
- целевое назначение;
- этажность;
- площадь (общая, жилая, полезная);
- план квартиры/дома, участка;
- штрих-код со сведениями из информационной системы Единого государственного кадастра недвижимости.
30 июня 2023 года формы кадастровых паспортов утвердили для 20 видов недвижимости.
Когда менять документ обязательно
1. После перепланировки, переоборудования жилья.
Если в квартире, доме делали перепланировку, переоборудование, эти изменения обязательно должны быть отражены в паспорте. После таких работ всегда заказывается новый документ.
Правда, приступать к переделкам разрешается только после изготовления проекта в проектном бюро с соответствующей аккредитацией и получения архитектурно-планировочного задания в органах архитектуры. Иначе узаконить изменения законным способом будет практически невозможно.
Если делать перепланировку самовольно, то это не только незаконно, но и может принести неприятности в будущем: от отказа в ипотеке, залоге до ухудшения сейсмостойкости дома.
2. Если в общую площадь не включены балконы, лоджии.
Площадь балконов, лоджий, веранд, террас начали включать в общую площадь квартир в 2007 году. И поскольку площадь — одна из характеристик жилья, то её нужно актуализировать.
Поэтому, если лоджии, балконы не включены в общую площадь, то документ лучше заменить, потому что могут отказать в регистрации прав, так как обнаружатся несоответствия с аналогичными объектами в государственной информационной базе.
Общая площадь — сумма полезной площади квартиры и площадей балконов, лоджий, веранд, террас, рассчитываемых с применением понижающих коэффициентов:
- для балконов и террас — 0.3;
- для лоджий — 0.5;
- для совмещённых лоджий-балконов — 0.4;
- веранд — 0.8.
Понижающие коэффициенты означают, что балконы, лоджии включается не целиком, а только 30, 50 % от их площади.
Как заказать и сколько стоит кадастровый паспорт
Заказать документ можно двумя способами:
- через ЦОН;
- через портал электронного правительства eGov.kz: войти в раздел «Недвижимость», выбрать онлайн-услугу «Подача электронного заявления на получение технического паспорта объектов недвижимости».
Понадобятся документы:
Для ЦОНа:
- удостоверение личности или доверенность от собственника;
- договор купли-продажи или другой в качестве правоустанавливающего документа;
- подтверждение оплаты за вызов техника и изготовление кадастрового паспорта.
Для eGov: - электронная цифровая подпись (ЭЦП);
- мобильный телефон с действующим номером;
- оплата услуги через платёжный шлюз электронного правительства.
Услуга и оплата за неё двухэтапные. Сначала вызывается техник — вносится первый платёж, базовая стоимость услуги порядка 3 тыс. тенге.
Затем назначается дата выезда техника, специалист на месте проверяет фактическое состояние жилья. Далее вносится вторая часть платы — она у всех разная, зависит от площади и характеристик жилья.
Документ выдаётся в бумажном/электронном варианте. Срок оказания услуги: 3 рабочих дня — для квартир, комнат в общежитии, 5 рабочих дней — для частных домов, дач, гаражей.
Когда не нужно менять кадастровый паспорт
1. При смене собственника.
При смене собственника объекта недвижимости документ с техническими характеристиками сохраняет юридическую силу. Например, при покупке, обмене, дарении квартиры.
Также законны техпаспорта и госакты без указания собственника. Такой вид документа, без указания владельца, был введён с 2007 года.
2. При смене адреса.
Не нужно менять документ при смене адреса, например при переименовании города, улицы по решению акимата, правительства.
Когда изменения характеристик недвижимости происходят по решению госорганов, регистрация таких изменений не может быть возложена на владельца. Это касается смены названий населённых пунктов, улиц, а также порядкового номера здания, изменения кадастровых номеров.
Обращаться за корректировками никуда не нужно. Государственная регистрация изменения сведений осуществляется на безвозмездной основе без обращения в регистрирующий орган посредством интеграции государственных информационных систем с уведомлением правообладателя.
Автор Инна Пчелянская
Источник krisha.kz