Положение дел в гостиничной индустрии часто выступает лакмусовой бумажкой для положения дел в экономике , сообщает forbes.kz.
В первом полугодии отельный рынок южной столицы по основным финансово-операционным показателям деятельности гостиниц (процент загрузки, средняя стоимость номера (ADR), выручка из расчёта на номер (RevPAR) превысил показатели допандемийного 2019 года.
Положение дел в гостиничной индустрии часто выступает лакмусовой бумажкой положения дел в экономике конкретной страны, региона или города. Эмпирический опыт показывает, что количество прибывающих туристов тесно связано с экономическим ростом и привлекательностью той или иной дестинации. Туризм вносит значительный вклад в экономику региона, а расходы на туризм формируют как муниципальные бюджетные поступления, так и способствуют развитию малого и среднего бизнеса, оказывая мультипликативный эффект на смежные отрасли – рестораны, транспорт, развлечения, торговля и др.
В Алматы гостиничная индустрия фактически преодолела непростые времена пандемии – загрузка и средняя цена за номер (ADR) достигли показателей 2019 года и продолжают расти. Загрузка начала расти в апреле и превысила показатель 2021 года сразу в два раза, составив в среднем за месяц 75% для брендовых гостиниц средней ценовой категории – 4 звезды. Такая же картина прослеживается и в гостиницах высшей ценовой категории – 5 звезд, где загрузка аналогично выросла в два раза по сравнению с апрелем 2021 года, достигнув 60%. Последующие месяцы, по данным компании STR (Smith Travel Research), гостиницы демонстрируют рекордную заполняемость номерного фонда на уровне 80%.
Добиться подобных показателей позволила комбинация факторов: увеличившаяся деловая активность, возобновление международных выставок и мероприятий в городе, запуск новых международных авиарейсов, а также возросший поток российских граждан, приезжающих в Казахстан после начала известных событий в Украине. Согласно последним данным, предоставляемым единой системой учета туристов eQonaq, российские граждане занимают первое место среди иностранных туристов, посещающих Казахстан, - 47% от общего числа.
Средняя стоимость номера (ADR) в сетевых отелях средней ценовой категории (4 звезды) подорожала на 25% с начала года, достигнув в среднем почти 32000 тенге за сутки проживания. ADR, как один из ключевых финансовых показателей успешной деятельности гостиницы, всегда «идет за загрузкой». Безусловно, инфляция и, как следствие, рост операционных расходов в индустрии также оказывают влияние на стоимость номеров, тем не менее все же первоочередное влияние на ценообразование в отельной индустрии оказывает именно спрос. Таким образом, при условии сохранения положительной динамики по спросу (процент загрузки) можно прогнозировать дальнейшее увеличение стоимости проживания в гостиницах города.
Рост заполняемости номерного фонда вкупе с увеличением ADR влияет на самый важный показатель для инвесторов в отельном бизнесе – RevPAR, выручка в расчете на номер. Выручка гостиниц категории 4 звезды из расчета на один номер превзошла допандемийные показатели и достигла фактически 18000 тенге за первую половину 2022 года.
При этом цифры за последние четыре месяца еще более впечатляющие – выручка из расчета на один номер начиная с апреля 2022 не опускалась ниже 24000 тенге. Безусловно, это значительный рост даже по сравнению с допандемийным 2019 годом, когда среднегодовая выручка на каждый номер в отелях категории 4 звезды достигла 16000 тенге.
Таким образом, уже сейчас можно констатировать преодоление гостиничной отраслью негативных последствий эпидемии и восстановление прежних объемов. А с учетом дальнейшего сохранения текущей позитивной динамики по основным KPI в гостиничном бизнесе можно предположить, что объем выручки отельеров города не только превысит допандемийные показатели, но и обновит исторический максимум.
Анализируя сегменты прибывающих гостей города по целям визита, интересно отметить происходящую в последние годы трансформацию. Алматы, будучи крупнейшим мегаполисом страны, всегда характеризовался как типичная бизнес-дестинация, где количество бизнес-путешественников (business travelers) в разы превышало количество путешественников, прибывающих в город для отдыха (leisure travelers). Такое положение дел находило свое отражение в сезонности у гостиниц города, когда высокий сезон наблюдался осенью и весной – время возрастания деловой активности, а низкий сезон приходился на лето и зиму, когда деловая жизнь замирала.
Рост внутреннего туризма, получивший взрывной импульс после пандемии COVID-19 и достигший рекордных 6,9 млн человек в 2021 году, фактически поменял сложившееся положение дел на отельном рынке города. Алматы и Алматинская область благодаря своим уникальным достопримечательностям и развитой инфраструктуре являются основным направлением для leisure-путешественников в Казахстане. В последние годы этот тревел-тренд приводит к смене устоявшейся парадигмы сезонности в гостиницах города: теперь высоким сезоном для отельеров города становятся и летние месяцы.
Происходящие трансформации и тренды в городской индустрии туризма открывают окно возможностей для инвесторов и делают рынок более привлекательным для новых проектов. Явный рост в сегменте leisure-путешественников при правильно выстроенной работе и понимании потребностей данной категории туристов, а также возросшее количество российских граждан, прибывающих в Казахстан, при условии сохранения Казахстаном роли «тихой гавани», делает высокими шансы на «лучший год» для отелей города.
Автор Вячеслав Масалитин
Источник forbes.kz