Ежегодно в течение нескольких лет из Национального фонда будут выделять по 2 трлн тенге

Купюры тенге

Фото: © Depositphotos.com/LyazaTretyakova

Мажилис РК принял закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2025–2027 годы», сообщает forbes.kz со ссылкой на агентство Kazinform.

Министр национальной экономики Нурлан Байбазаров отметил, что закон разработан на основе положений Бюджетного кодекса. Так, размер гарантированного трансферта определен согласно бюджетным правилам.

«Установлена цена отсечения на нефть на уровне $42,3 за баррель в 2025 году, $41 — 39,4 за баррель в 2026–2027 годах. С учетом этого размер гарантированного трансферта в республиканский бюджет на 2025–2027 годы определен в объеме 2 трлн тенге ежегодно», — отметил Байбазаров на заседании Мажилиса РК.

Он добавил, что в плановом периоде чистые валютные активы Нацфонда, по прогнозам, составят $62,2 млрд в 2025 году и $69,9 — 78,7 млрд в 2026–2027 годах.

В то же время в правительстве надеются довести валютные активы Национального фонда до $100 млрд к 2030 году. Нурлан Байбазаров рассказал как можно реализовать намеченный план.

«У нас сейчас, с учетом изъятий из Национального фонда, есть параметры — до 2027 года $78,7 млрд накоплений. Для достижения данной цели у нас есть расчеты. До 2030 года у нас время есть — пять лет. Первый фактор — это объем добычи нефти. К 2030 году он стабилизируется в объеме порядка 105 млн тонн, при этом средняя цена, которую мы ожидаем — $75 за баррель», — сказал Байбазаров.

Вторым фактором он назвал снижение объема изъятий.

«Чтобы достичь этого показателя, мы должны, начиная с 2026 года, снижать объем изъятий до $5 млрд. Эти два ключевых фактора будут влиять на достижение цели», — сказал министр.

При этом глава Нацбанка Тимур Сулейменов в ходе обсуждения в Мажилисе проекта республиканского бюджета на 2025–2027 годы предупредил о многочисленных рисках, которые несут трансферты из Нацфонда. В частности, он указал на искажение валютного курса, отсутствие возможности снижать ставку более быстрыми темпами и, как следствие, недоступность кредитов для бизнеса. Как подчеркнул Сулейменов, объем трансфертов в текущем году составил 5,6 трлн тенге (почти 16% от всей денежной массы), на 2025 год заложены 5,3 трлн тенге.

«Мы видим, что ненефтяной дефицит остается высоким. В результате, изъятия превышают поступления в Нацфонд. Помимо очевидных негативных социальных эффектов, это все давит на денежный и валютный рынки, искажает валютный курс, мешает отечественному бизнесу, повышая вероятность «голландской болезни» экономики. Это проинфляционный фактор, который не дает нам возможности быстрее смягчать монетарную политику, делать базовую ставку ниже, а значит, и ставку по кредитам банков, в т. ч. для бизнеса», — сказал Сулейменов.

Автор Дарья Андреева

Источник forbes.kz