У избранного президента США есть прекрасная возможность перестроить налоговую систему страны
Фото: © Depositphotos.com/palincha
После ошеломляющего и убедительного возвращения Дональда Трампа к власти можно сказать официально: мы живём в эпоху Трампа. Мировой финансовый кризис 2008 года стал поворотным моментом истории, и сегодня уже очевидно, что Трамп является доминирующей политической фигурой посткризисного периода, сообщает forbes.kz.
Трамп начал восхождение к власти в 2015 году, став символом текущего десятилетия. Джей Ди Вэнс, избранный вице-президентом, будет работать над тем, чтобы наследие Трампа сохранялось и в 2030-е годы. Подобно Эндрю Джексону в XIX веке и Франклину Рузвельту в XX-м, Трамп создал и определил целую эпоху в американской политической истории.
Но сила и долговечность наследия Трампа будет зависеть от того, насколько его политика поможет долгосрочному процветанию. Как гласит поговорка, чтобы быть успешным, нужны успехи. И Трампу вскоре предоставится первый большой шанс. Ключевые положения закона «О снижении налогов и рабочих местах» (сокращённо TCJA), который Трамп подписал в 2017 году, истекают в конце 2025 года, в том числе пониженные ставки налогов для физлиц и увеличенные «детские» налоговые льготы. Именно поэтому значительную часть следующего года Конгресс и новая администрация потратят на принятие новых налоговых законов.
Основное внимание сосредоточится на налогах физлиц, чтобы они не повысились. Но поскольку теперь республиканцы будут контролировать и Палату представителей, и Сенат в течение ближайших двух лет, у Трампа появился шанс продлить налоговые льготы и для бизнеса. Согласно одному из положений закона TCJA, срок действия которого истекает, предприятиям позволяется вычитать полную стоимость некоторых инвестиций в тот год, когда они были совершены, а не растягивать вычеты на длительный срок. Этот «полный вычет» стимулирует инвестиции, повышая их доходность. Снижение налогов для бизнеса в 2017 году уже привело к росту инвестиций и зарплат работников, а также поддерживало операции транснациональных корпораций внутри страны.
Во время налоговых переговоров в следующем году Трампу следует сделать «полный инвестиционный вычет» постоянной частью налогового кодекса – то же самое он сделал в 2017 году со сниженной ставкой налога на прибыль. Ему надо постараться снизить ставку налога на прибыль ещё больше, усилив стимулы бизнеса заниматься исследованиями и разработками.
Да, дополнительное снижение налогов увеличит дефицит бюджета и госдолг, что в долгосрочной перспективе уменьшит инвестиции и ослабит позитивный экономический эффект снижения налогов. Есть три источника доходов, которые Трамп и Конгресс могли бы использовать для компенсации потери доходов из-за снижения налогов на бизнес.
Во-первых, закон 2022 года «О снижении инфляции» (сокращённо IRA) предусматривает около двух дюжин налоговых льгот с целью поощрения отечественных инноваций и производства в сфере экологически чистой энергетики, а также льготу в размере $7500 на покупку физлицами новых электромобилей, работающих на аккумуляторах или водородных топливных элементах. Предполагается, что этот закон обойдётся более чем в $1 трлн в течение первых десяти лет его действия, и в несколько триллионов в дальнейшем. Конгресс и Трамп должны отменить закон IRA, а часть полученных доходов использовать для снижения налогов на бизнес. Даже частичная отмена IRA (например, субсидий на покупку автомобилей) обеспечит массу доходов, позволяющих компенсировать издержки снижения налогов.
Второй вариант – повысить доходы, получаемые с населения. Конгресс может допустить, чтобы срок действия некоторых льгот по подоходному налогу, одобренных в 2017 году, истёк, а также полностью отменить ряд налоговых вычетов, включая вычеты по ипотечным процентам и местным налогам (на уровне штатов и муниципалитетов).
Наконец, законодатели США могут провести более фундаментальные налоговые реформы. Налоговая система Америки (особенно подоходный налог и налог на прибыль) работает плохо. Её сводящая с ума сложность создаёт серьёзные экономические искажения, которые замедляют темпы роста экономики и снижают зарплаты. Облагая доходы налогом, она лишает стимулов работать, сберегать и инвестировать. При этом политическая система США долгое время была неспособна изменить налоговый кодекс так, чтобы он позволял получать доходы, необходимые для финансирования госрасходов.
У Конгресса и Трампа есть прекрасная возможность перестроить эту систему. Вместо налогообложения корпоративных прибылей они могли бы ввести общенациональный налог на потребление и налог на денежные потоки бизнеса. Наряду с полным инвестиционным вычетом, последняя мера поможет повысить темпы роста производительности и зарплат. Что касается физлиц, то зарплаты надо будет облагать налогом, а вот доходы от прироста капитала – нет. Это поможет стимулировать сбережения и инвестиции. Налог на зарплаты может соответствовать прогрессивной шкале нынешнего подоходного налога.
Поскольку некоторые потребительские товары импортируются, а некоторые экспортируются (и не потребляются внутри страны), такая система потребует пограничной коррекции. Импорт будет облагаться налогом, а экспорт – нет. Пограничная коррекция – это не пошлина, но она похожа на неё, поэтому Трамп может представить её как выполнение данного им обещания поддержать отечественное производство.
Трамп может не только исправить налоговую политику США, но и гарантировать процветание потомкам с помощью дерегулирования. С этой целью ему следует найти замену Лине Хан, неоднозначному руководителю Федеральной торговой комиссии США, которая тормозила заключение сделок во время президентства Джо Байдена. По очень весомым причинам ноябрьская победа Трампа была встречена коллективным вздохом облегчения со стороны лидеров бизнеса, инвесторов и организаторов сделок, которые были вынуждены откладывать слияния и поглощения.
Ожидается также, что Трамп отменит указ Байдена о регулировании искусственного интеллекта (ИИ), который подчиняет инновации, экономический рост и долгосрочное процветание соображениям расового равенства и минимизации негативных последствий для рабочих мест. Подходы Байдена глубоко ошибочны. Как я объясняю в недавней статье, мы должны быть благодарны политикам прошлого за то, что они не пытались ограничивать или влиять на новые технологии, а наши дети и внуки будут благодарны нам, если мы продолжим эту традицию. У Трампа есть шанс стать президентом, которого запомнят за то, что он открыл эру искусственного интеллекта.
Впрочем, если, чтобы стать успешным, нужны успехи, то, чтобы стать неудачником, нужны провалы. Торговая война, которую Трамп начал во время первого президентского срока, не достигла своей цели – ослабить экономические связи между США и Китаем, при этом занятость в промышленности США снизилась, равно как и конкурентоспособность отечественных производителей. Вторая торговая война поставит под угрозу наследие Трампа как одного из великих президентов, содействовавших процветанию.
Депортация миллионов иммигрантов, не имеющих документов (а особенно тех, кто не совершал никаких уголовных преступлений), нарушит работу бизнеса и потребует от правоохранительных органов грубого вмешательства в жизнь частных предприятия и населения.
Хочет ли Трамп, чтобы его помнили как великого борца за процветание? Или же как президента, который резко увеличил бюджетный дефицит, заморозил инвестиции частного сектора, навредил бизнесу? Поскольку он совершил потрясающее политическое возвращение, мы вскоре узнаем ответы на эти вопросы.
Автор Майкл Стрэйн
Источник forbes.kz