К 2029 году объёмы электронной торговли в РК планируют увеличить практически в три раза и довести до 9,3 трлн тенге.

Миниатюрная тележка из супермаркета и крошечные бумажные коробки на открытом ноутбуке

Фото: © depositphotos.com/VitalikRadko

14 января на заседании правительства министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев предложил внедрить электронную платформу по регистрации зарубежных маркетплейсов. Как отметил министр, поводом для принятия таких мер послужили участившиеся жалобы граждан на иностранные торговые онлайн-площадки, продавцы которых находятся вне юрисдикции Казахстана,сообщает forbes.kz.

— Мы рассчитывали, что появление новых маркетплейсов будет способствовать улучшению сервиса, ассортимента товаров и цены для потребителей. Однако с развитием трансграничной онлайн-торговли растет количество жалоб потребителей на зарубежные маркетплейсы. Это создает риски для потребителей, которые не могут полноценно защитить свои права. Ввиду значительных расстояний между странами выполнение требований по возврату или обмену товаров зачастую становится невозможным, — сказал Шаккалиев.

Он также обратил внимание на то, что товары, приобретаемые через иностранные интернет-магазины, не проходят процедуру сертификации, что ставит под угрозу безопасность и качество продукции. По словам министра, в МТИ провели анализ законодательной базы зарубежных стран в части требований к онлайн-платформам. Он отметил, что в других странах «принимаются жесткие нормы в сфере налогового законодательства, за нарушение авторского права, представленный некачественный и небезопасный товар, уделяется повышенное внимание вопросам защиты прав потребителей и защиты персональных данных».

В связи с этим МТИ предлагает ввести следующие подходы по регулированию и развитию электронной торговли в Казахстане:

  • введение обязательных условий для работы иностранных платформ не ниже чем для отечественных в части соблюдения требований по безопасности товаров, борьбы с контрафактом, защите прав потребителей, хранению и защите личных данных;
  • внедрение электронной платформы для регистрации иностранных интернет-платформ и магазинов по опыту Евросоюза.

Шаккалиев также рассказал, что по итогам 11 месяцев 2024 года казахстанцы потратили 3,2 трлн тенге на онлайн-покупки.

— Начиная с 2020 года объем электронной торговли в стране увеличился в пять раз. Однако по-прежнему остается ниже среднемирового. Впрочем, с учетом большого количества молодежи, развития финтех, доступности интернета и популярности безналичного расчета у Казахстана имеется высокий потенциал развития интернет-продаж, — сказал Шаккалиев.

Министр также заявил, что к 2029 году объемы электронной торговли планируется увеличить практически в три раза и довести до 9,3 трлн тенге. Для продвижения этой сферы в правительстве приняли план развития онлайн-коммерции. По данным Шаккалиева, этот план предусматривает совершенствование законодательства по вопросам электронной торговли, запуск курсов обучения онлайн-продажам во всех регионах страны, внедрение финансовых мер государственной поддержки для предпринимателей в электронной торговле.

Автор Бекбосын Токтар

Источник forbes.kz