Высокие пошлины со стороны США на импорт товаров из Китая являются фактором, который однозначно существенно сократит или, вполне вероятно, сведет к нулю заказы США на продукцию из азиатской страны, на фоне чего Пекин в рамках своего желания помочь местным экспортерам предпринимает усилия по переключению продаж на внутренний рынок, однако данная концепция действий может спровоцировать усиление дефляции в будущем,сообщает payspaceworld.com.
Фото:pixabay.com
Местные китайские органы власти и крупные предприятия выразили поддержку усилиям, направленным на перенаправление продукции для последующей продажи на внутреннем рынке, чтобы помочь экспортерам справиться с последствиями жестких мер, предусмотренных текущей конфигурацией торговой политики Вашингтона. JD.com, Tencent и Douyin, родственное приложение TikTok в азиатской стране, входят в число гигантов электронной коммерции, которые продвигают продажи указанных товаров потребителям в Китае.
Шэн Цюпин, заместитель министра торговли Китая, в заявлении, опубликованном в прошлом месяце, описал рынок этой огромной азиатской страны как важный буфер для экспортеров в преодолении внешних потрясений. Он также призвал местные власти координировать усилия по стабилизации экспорта и увеличению потребления.
Инкэ Чжоу, старший экономист по Китаю в Barclays Bank, заявил, что побочным эффектом упомянутых действий является ожесточенная ценовая война между китайскими компаниями.
В контексте указанного заявления стоит отметить, что JD.com выделила 200 млрд юаней ($28 млрд) на помощь экспортерам и создала на своей платформе специальный раздел для товаров, изначально предназначенных для покупателей из США. Указанные товары предлагаются китайским потребителям со скидками до 55%.
Инкэ Чжоу утверждает, что наплыв уцененных товаров, изначально предназначенных для рынка США, станет фактором, который подорвет прибыльность компаний из азиатской страны. Эксперт также отметил, что реализация этого прогноза будет означать формирование источника негативного влияния на уровень занятости в Китае.
Стоит отметить, что в последнее время экономика азиатской страны, которая является второй по величине в мире, сталкивается с вялым внутренним потребительским спросом. Этот фактор уже давит на динамику китайского валового внутреннего продукта (ВВП). Стоит отметить, что в данном случае речь не идет о каком-то критическом воздействии, провоцирующем кризисную ситуацию как устоявшуюся реальность. В соответствующем контексте уместно было бы обратить внимание на то, что в первом квартале текущего года экономика азиатской страны показала рост на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и превзошла предварительные ожидания. Скорее, слабый внутренний потребительский спрос можно охарактеризовать как фактор, более благоприятное состояние которого могло бы усилить динамику роста ВВП Китая. Это стало бы хорошей поддержкой для экономики азиатской страны в период существенных внешних вызовов, главными из которых являются постепенно назревающая торговая война с США и общая геополитическая напряженность, достигшая высокого уровня и приближающаяся к грани своего рода критической деградации международного сотрудничества, в том числе в финансовом и промышленном контексте.
Стоит также отметить, что Пекин установил целевой показатель роста ВВП на 2025 год на уровне около 5%. Показатель за первый квартал превзошел эти оптимистичные ожидания властей азиатской страны.
Слабый потребительский спрос, как факт, существующий в пространстве объективной экономической реальности Китая, во многом связан с неопределенностью относительно перспектив трудоустройства и опасениями относительно стабильности доходов.
В 2023 и прошлом году индекс потребительских цен в азиатской стране демонстрировал колебания чуть выше нуля. В 2025 году соответствующий показатель вышел на отрицательную территорию. В феврале и марте текущего года в азиатской стране индекс потребительских цен демонстрировал снижение. Индекс цен производителей в Китае в прошлом месяце упал. При этом примечательным обстоятельством является то, что указанный показатель находится на нисходящей траектории уже 29-й месяц подряд. В марте индекс цен производителей азиатской страны упал на 2,5% по сравнению с показателем за аналогичный период 2024 года. Стоит отметить, что это самое резкое падение за четыре месяца.
Группа экономистов Morgan Stanley отмечает, что поскольку торговая война сбивает экспортные заказы, дефляция оптовых цен в Китае, вероятно, вырастет до 2,8% в апреле с 2,5% в марте. По их мнению, наиболее острое влияние тарифов будет зафиксировано во втором квартале 2025 года. В этом контексте отдельно было отмечено, что многие экспортеры уже остановили свое производство и поставки в США.
При этом не стоит преувеличивать зависимость Китая от США в контексте экспортной деятельности. Конечно, Вашингтон продолжает оставаться одним из важнейших торговых партнеров Пекина, но этот статус-кво, который долгое время воспринимался многими как нечто вроде естественного порядка вещей, изменился. По данным Statista, до 2018 года доля США в экспортных поставках азиатской страны составляла более 19%. В указанном году Пекин начал постепенную диверсификацию своей внешнеторговой деятельности. Это было связано с тем, что Дональд Трамп, вернувшийся в Белый дом в январе 2025 года, объявил де-факто торговую войну Китаю в течение своего первого срока на посту президента США, который длился с 2017 по 2021 год. Усилия Пекина по диверсификации своей внешнеторговой деятельности дали положительные результаты для азиатской страны. По оценкам Statista, доля США в структуре китайского экспорта в 2024 году составила около 14,7%. Этот показатель является самым низким за последнее десятилетие. В то же время указанная нисходящая траектория не отменяет болезненной чувствительности тарифов Вашингтона против Пекина, введенных в текущем году. Меры нынешней версии торговой политики США предусматривают 145% пошлины на продукцию, импортируемую из Китая. В качестве ответных мер азиатская страна ввела 125% пошлины на товары, поставляемые из США. Стоит отметить, что это противостояние по пошлинам также несет в себе риски для экономической системы США, главным из которых является потенциальное ускорение роста общей инфляции.
Главный экономист по Китаю в Goldman Sachs Шань Хуэй ожидает, что индекс потребительских цен в 2025 году в азиатской стране снизится до 0% в годовом исчислении. Стоит отметить, что в прошлом году этот показатель был зафиксирован на отметке 0,2%. Индекс цен производителей, по прогнозу эксперта, в 2025 году в Китае снизится на 1,6%. В 2024 году падение этого показателя составило 2,2%.
Шань Хуэй также заявил, что цены должны будут упасть для внутренних и других иностранных покупателей, чтобы помочь поглотить избыточное предложение, оставленное импортерами США. Более того, эксперт отметил, что производственные мощности могут не быстро адаптироваться к внезапному повышению тарифов. По словам Шань Хуэя, это, вероятно, усугубит проблемы избыточных мощностей в некоторых отраслях.
Goldman Sachs прогнозирует, что реальный ВВП Китая в текущем году вырастет на 4%. Этот показатель существенно ниже целевого показателя властей азиатской страны.
Шэнь Мэн, директор пекинского инвестиционного банка Chanson & Co., заявил, что согласованные усилия Китая по оказанию помощи экспортерам в продаже товаров, на которые повлияли пошлины из США, могут оказаться не более чем временной мерой.
Потеря доступа к рынку США усугубила нагрузку на экспортеров из азиатской страны. Это обстоятельство также стало источником ухудшения и без того негативных факторов, таких как слабый внутренний спрос, ценовые войны, ничтожно малая маржа, задержки платежей и высокие показатели возврата.
Шэнь Мэн заявил, что для экспортеров, которые смогли взимать более высокие цены с американских потребителей, продажи на внутреннем рынке Китая являются всего лишь способом избавиться от нераспроданных запасов и облегчить краткосрочное давление наличных средств. По словам эксперта, для прибыли мало места.
Шэнь Мэн также предположил, что сокращение маржи может вынудить некоторые компании-экспортеры закрыться, в то время как другие могут решить работать в убыток, просто чтобы не допустить простоя заводов.
В Китае увеличивается число компаний, закрывающих или сокращающих свою деятельность. Последствия этого процесса неизбежно скажутся на ситуации на рынке труда этой азиатской страны.
Шань Хуэй утверждает, что в производстве продукции для США задействовано 16 миллионов рабочих мест в Китае, что эквивалентно более 2% от общей численности местной рабочей силы.
Стоит отметить, что на прошлой неделе администрация Дональда Трампа отменила исключения de minimis, которые позволяли интернет-торговым брендам из этой азиатской страны, таким как Shein и Temu, отправлять недорогие посылки в Соединенные Штаты без уплаты пошлин.
Ван Дань, директор по Китаю в консалтинговой фирме по политическим рискам Eurasia Group, сказал, что отмена правил de minimis и снижение денежного потока подталкивают многие малые и средние предприятия к неплатежеспособности. Также было отмечено, что в регионах, зависящих от экспорта, растет сокращение рабочих мест. Более того, Ван Дань ожидает, что уровень городской безработицы в Китае в этом году достигнет в среднем 5,7%. Стоит отметить, что в данном случае цель властей азиатской страны составляет 5,5%.
В последние годы одним из самых масштабных и чувствительных вызовов для Китая стал затяжной спад в секторе недвижимости. Такое положение дел стало фактором негативного влияния на инвестиционные и потребительские расходы, напряженности в государственных финансах и банковском секторе. Спад в секторе недвижимости как источнике формирования экономической ситуации в азиатской стране в последние годы компенсировался экспортом, находящимся на траектории роста. В то же время торговая война с Вашингтоном сужает возможности Пекина зарабатывать на внешних поставках продукции.
Тинг Лу, главный экономист по Китаю в Nomura, сказал, что проблемы сектора недвижимости в сочетании с запретительными тарифами США означают, что экономика азиатской страны столкнется с двумя серьезными проблемами одновременно. Эксперт также предупредил о риске более сильного, чем ожидалось, шока спроса.
В настоящее время среди аналитиков активно циркулирует мнение, согласно которому Пекину следует применять более масштабные и эффективные меры по стимулированию экономического роста. При этом китайские власти пока не спешат реализовывать такие усилия. Некоторые эксперты, которых цитируют СМИ, предполагают, что Пекин, вероятно, дождется конкретных и недвусмысленных признаков ухудшения ситуации в экономической системе, и только после этого примет решение об использовании фискальной огневой мощи.
Ван Дань утверждает, что китайские власти не рассматривают дефляцию как кризис, а вместо этого представляют низкие цены как буфер для поддержки сбережений домохозяйств в период экономического перехода.
Отвечая на вопрос представителей СМИ о потенциальном влиянии возросшей конкуренции на рынке азиатской страны, профессор Пекинского университета Джастин Ифу Линь сказал, что Пекин может использовать фискальную, денежно-кредитную и другие целевые политики для повышения покупательной способности. По словам эксперта, проблема, стоящая перед Соединенными Штатами, больше, чем перед Китаем. Джастин Ифу Линь является деканом Института новой структурной экономики. Эксперт ожидает, что текущая ситуация с тарифами будет разрешена в ближайшее время. При этом никаких дат в данном случае не указано. Джастин Ифу Линь сказал, что, хотя Китай сохраняет производственные мощности, Соединенным Штатам понадобится как минимум год или два, чтобы вернуть производство, а это значит, что американские потребители в это время пострадают от роста цен.
Стоит отметить, что в последнее время в информационном пространстве все чаще циркулирует обсуждение возможного заключения торговой сделки между Пекином и Вашингтоном. И Китай, и США заинтересованы в урегулировании условий и обстоятельств экономического сотрудничества. В данном случае подразумевается однозначный прагматичный интерес обеих сторон тарифного противостояния. При этом до сих пор ни Пекин, ни Вашингтон не предприняли никаких конкретных шагов к заключению торговой сделки. Не исключено, что ухудшение экономической ситуации в Китае и США станет наиболее действенным аргументом в пользу начала переговорного процесса между крупнейшими экономиками мира. В то же время, это лишь предположение на фоне фактического отсутствия прогресса в заключении торговой сделки.
Источник payspaceworld.com