Финансовые отчеты крупнейших производителей предметов роскоши показывают, что покупатели воспрянули духом и снова готовы тратить деньги. Впрочем, главы компаний смотрят на рост с недоверием: политика в очередной раз может испортить настроение потребителям. Итальянская Prada Group подвела предварительные финансовые итоги 2016 года: выручка компании снизилась на 9% и составила €3,18 млрд. Продажи в Азии сократились на 12%, в Европе — на 5%, в частности из-за снижения турпотока, в США — на 12%, на Ближнем Востоке — на 10%.

 

Между тем крупные конгломераты чувствуют себя в той же ситуации несколько лучше.

 

LVMH подсчитали прибыль за 2016 год, которая оказалась больше, чем ожидалось, благодаря хорошим продажам предметов роскоши, производимых конгломератом, в США и Европе, а также стабильному спросу в Китае.

 

Председатель и исполнительный директор конгломерата Бернар Арно заявил, что первая половина 2017-го должна быть «относительно легкой» для группы, однако предупредил, что неуверенность прошлого года в этом усилится из-за прихода к власти новой администрации Дональда Трампа и неминуемого «брекзита» — вторая половина года может оказаться непростой: «По моим ощущениям, в 2017 году придется быть настороже. Когда все идет хорошо, приходится быть особенно внимательным»,— заявил он на пресс-конференции в Париже по поводу выхода годового отчета группы.

 

За минувший год прибыль группы, владеющей Louis Vuitton, Fendi, Givenchy и Dior, достигла €7,03 млрд. Особенно успешным выдался последний квартал: принес конгломерату выручку €11,27 млрд. В целом продажи группы составили в 2016-м €37,6 млрд (в 2015-м выручка была €35,6 млрд, при этом сегмент одежды и аксессуаров принес конгломерату €12,7 млрд — в 2015 году цифра составила €12,3 млрд).

 

Аналитики смотрят в ближайшее будущее люксового рынка с оптимизмом: в Китае улучшается настроение потребителей, цены на нефть начинают расти, что пробуждает желание покупать у жителей Ближнего Востока, бодрит потенциальных потребителей и обещание Дональда Трампа снизить налоги для среднего класса. По сравнению с концом 2015 года, когда террористические атаки в Париже спровоцировали спад в туристической отрасли и продажи люксовых французских брендов упали вслед за снижением интереса к парижским достопримечательностям, в конце 2016-го дела «люкса» обстоят очень даже неплохо.

 

В декабре минувшего года — впервые с февраля — продажи люксовых товаров в Франции выросли именно благодаря наплыву туристов.

 

Резкий скачок интереса к предметам роскоши обнаружился в Японии, при этом рост в Великобритании также продолжился.

 

Если в группе LVMH отмечают сдержанный рост продаж, то конкурент конгломерата — корпорация Kering показала в конце 2016 года резкий, самый быстрый с 2012 года, рост продаж. Большую часть выручки французской группе принес самый успешный бренд группы Gucci: благодаря гению креативного директора Алессандро Микеле одежда, обувь и аксессуары Gucci продолжают вызывать восторг модных критиков и путешествовать по красным дорожкам и светским мероприятиям. Сегодня вещь Gucci обязан иметь каждый модник, а одежда у Алессандро Микеле получается узнаваемая.

 

Если в целом продажи поднялись за минувший года на 10%, то рост продаж Gucci составил 21%. Также увеличение продаж продолжает показывать и другой фаворит рынка — Saint Laurent, креативным директором которого стал уже успевший оправдать надежды Энтони Вакарелло. Французская марка за прошедшие шесть лет показала 20-процентный рост. И, как заявил глава Kering Франсуа Пино, представляя достижения группы за прошедший год, корпорация собирается «продолжить развитие, несмотря на неопределенность макроэкономической и геополитической ситуации».

 

Впрочем, среди брендов, входящих в Kering, по-прежнему остаются неудачники, которые пока не сумели выправиться. Продолжает снижаться бренд Bottega Veneta — в 2016-м финансовые показатели упали на 9%. По словам Пино, в четвертом квартале 2016-го снижение замедлилось: причина все та же — рост интереса туристов к Европе. В целом продажи Kering в 2016-м выросли на 8% и составили €12,4 млрд.

 

Отчеты ведущих компаний – производителей предметов роскоши показывают: желание потребителей покупать напрямую зависит от политической ситуации в мире.

 

Террористические атаки, нестабильность, грядущие перемены в Европе, которые принесут не только неминуемый уже выход Великобритании из состава Евросоюза, но и выборы во Франции, — все это заставляет глав ведущих групп смотреть в будущее с очень осторожным оптимизмом. Да, конец прошлого года показал: как только ситуация хоть чуть-чуть улучшается, люди хотят тратить деньги. Собственно, ради этого и проводятся Недели моды в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже — для того чтобы захотеть потратиться, нужно посмотреть, на что.



В грядущем сезоне самыми долгожданными показами снова станут Gucci, Saint Laurent, Dior, Louis Vuitton — то есть те, кто приносит своим владельцам самую большую прибыль. Конкуренцию им по-прежнему составляют лишь Versace и Chanel, находящиеся в частных руках, а потому не нуждающиеся в том, чтобы их финансовые показатели кого-то волновали. На рынке предметов роскоши все будет хорошо, если все будет в порядке в мире. И вот это — самая главная проблема.