Совместный всеобъемлющий план действий, как еще называют политическое соглашение между Ираном и группой государств, известных как «5+1», было подписано два года назад . Инспекция и контроль иранской ядерной программы – в обмен на отмену санкций против страны. Это открыло дорогу взаимовыгодному сотрудничеству. За прошедшие месяцы изменения видны невооружённым глазом. Прежде всего они коснулись экономической атмосферы в стране. Алексис Боннель, директор по клиентскому обслуживанию BENTELER: «Иран воссоединился с международной банковской системой, и это – огромный шаг вперёд. Улучшаются и экономические отношения. Мы начинаем понимать, что мы можем строить общее будущее. Да, разумеется, пока имеются проблемы, но это не препятствует развитию сотрудничества, а помогает ему. У нас уже есть неплохой задел, и мы двигаемся в верном направлении».

Иран намерен развивать сотрудничество в таких сферах, как индустрия хай-тек, цифровые технологии и традиционные отрасли промышленности. Рынок огромен, его ёмкость трудно переоценить, как и спрос, который имеется у 78-миллионного населения страны. Осознают это и те, кто не устаёт ездить в Иран с визитами, понимая, что рынок и клиентов нужно завоёвывать уже сегодня.

Камран Сепери, директор по дизайну и развитию Khodro Company: «Соглашение дало нам право заключать новые контракты с иностранными компаниями. Мы смогли использовать наши возможности и были первыми, кто подписал контракт. Он вступил в силу на прошлой неделе».

Проблемы в экономике не ограничиваются ненасыщенным рынком. Речь идет об обуздании инфляции, которая достигает двузначных цифр, и об изменении вектора экономического роста: снижение (7 % ВВП в год) должно измениться на рост – до 8 % ВВП в год. При этом нужно думать о том, что делать с безработицей – это 12, 5 % всего трудоспособного населения. Фактически нужно строить новую макроэкономическую модель, которая соответствует времени и тем вызовам, которые стоят перед страной.

Могут помочь внешние инвестиции и создание собственного производства. В этом отношении пример показывает Франция, которая стремительно вошла на иранский рынок, предложив спектр продукции: от автомобилей до авиалайнеров.

Саед Лейлаз, экономист: «На пятки Франции уже наступает Германия. Французы продают машины, они заключили контракт на поставку аэробусов. Это уже совершившиеся факты. Но усилия прикладывает и Италия. Сотрудничество с этим странами остается важным приоритетом для дальнейшей интеграции Ирана».

Французские автомобилестроители – «Рено» и «Пежо-Ситроен» – не только продают, но и производят автомобили в Иране. Они поставили на поток сборку наиболее популярных моделей менее, чем за полтора года. Контракт на поставку аэробусов «весит» не менее 18 миллиардов евро.

Сайед Джавад Сайедпур, журналист: «Нам требовалось только подписание этого политического соглашения. Это даёт возможность улучшить экономическое настроение в стране. Но нужны финансовые механизмы, которые помогали бы быстрому обороту капиталов: сегодня в Иране можно построить завод по выпуску автомобилей, но в настоящее время пока нельзя перевести полученную от их продажи прибыль в другие страны».

Ещё одна сфера интереса – это нефтедобывающая и газовая отрасли. Можно инвестировать в уже существующие месторождения, а можно вести разведку новых запасов углеводородного сырья, в частности, газа. Иран по доказанным запасам природного газа, основанным на оценках ОПЕК, находится на втором месте, сразу после России. В любом случае, эксперты полагают, что залог экономического успеха страны в будущем заключается в развитии всего многообразия отраслей хозяйства, включая современные производства и обрабатывающую промышленность.

 

По сообщению сайта Euronews