Практически параллельно с открытием выставки EXPO в Астане начались министерская конференция и Восьмой международный форум по энергетике. Съехались представители главных международных организаций, специализирующихся в вопросах развития альтернативной энергетики, в том числе действующих под эгидой ООН, а также профильные министры десятков стран. Веса нынешней встрече мировых гуру энергетики прибавляет то обстоятельство, что проходит она под эгидой международной специализированной выставки, которая так и называется - “Энергия будущего”. Да и мероприятие казахстанской стороной проводилось не для галочки - принято важное решение: зарубежные эксперты поддержали инициативу Астаны о создании международного центра “зеленых” технологий, которую выдвинул Нурсултан НАЗАРБАЕВ еще на 70-й сессии Генассамблеи ООН 15 сентября 2015 года.
Международный центр будет размещаться на месте одного из павильонов нынешнего EXPO-центра. Если сказать вкратце, то новый институт будет решать задачи трансформации энергетического сектора, перехода к “зеленому” бизнесу, трансферту и адаптации “зеленых” технологий и лучших практик. Деятельность центра будет сфокусирована в первую очередь на странах Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения), а также на Иране, Афганистане, Монголии и Азербайджане. Будет налажено и сотрудничество с индустриально развитыми странами ОЭСР, ЕС, США, Россией, Китаем, Индией и странами Латинской Америки.
К соответствующей декларации, подписанной министрами, присоединились и агентства ООН - ЕЭК ООН, ЭСКАТО, ЮНИДО, ЮНЕП, ПРООН. Это первый документ, который становится основой для запуска глобального проекта.
Из всех панельных дискуссий на этой конференции наибольший интерес, пожалуй, вызывает диалог министров энергетики. Все в один голос говорят: поскольку альтернативная энергетика еще находится в младенческом возрасте, спрос на традиционные энергоносители будет расти.
По мнению вице-президента по вопросам энергетического союза Европейской комиссии Мироша ШЕФЧОВИЧА, несмотря на то, что большинство стран подписало парижское соглашение, предусматривающее обязательства по снижению выбросов парниковых газов, выполнять его могут не все.
- Мы очень сожалеем об одностороннем решении США выйти из парижского соглашения, но мы также хотели признать тот факт, что это решение дает дополнительный стимул многим в Соединенных Штатах - в Калифорнии, Вашингтоне. Главы этих штатов, а также мэры многих городов, главы американских корпораций заявили о том, что они будут оставаться в рамках условий парижского соглашения, с тем чтобы достичь тех результатов, которые в конечном счете были приняты практически всеми странами, - отметил мой собеседник.
В свою очередь министр энергетики Казахстана Канат БОЗУМБАЕВ напомнил о том, какие амбициозные задачи стоят у нас в направлении альтернативной энергетики. Они, с одной стороны, трудновыполнимые, но в то же время вполне реальные.
- Для производства миллиона долларов в ВВП страны требуется более 400 тонн нефтяного эквивалента. И в этих условиях высокоуглеродного развития мы ставим перед собой задачу снизить энергоемкость в ВВП на 25 процентов к 2020 году и на 50 процентов - к 2050-му путем модернизации экономики. Для этого мы будем активно вовлекать в энергобаланс страны альтернативные и возобновляемые источники энергии. Республика намерена снизить выбросы оксида серы, оксида азота и твердых частиц до европейского уровня. Пока же порядка 15 процентов ВВП страны формируется за счет доходов от продажи углеводородов. Суммарные запасы первичных энергоресурсов Казахстана, включая нефть, газ, уголь и уран, оцениваются в 32 млрд. тонн нефтяного эквивалента. Это четыре процента от мирового запаса энергоресурсов. Мы находимся на 12-м месте по запасам углеводородов, - поделился цифрами министр Бозумбаев.
Министр энергетики России Александр НОВАК отмечает рост спроса на энергоресурсы. По его мнению, в течение последующих 20 лет энергопотребление будет только расти. Но при этом будет востребована и технология альтернативной энергетики, что приведет к удешевлению производства солнечных панелей и ветроустановок и сделает их доступными почти для каждого домохозяйства.
Развил эту мысль министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халид аль-ФАЛИХ:
- Имеются и большие вызовы. К примеру, при производстве возобновляемых источников энергии сталкиваемся с проблемой ее хранения, особенно электроэнергии, и с тем, каким образом доставить необходимые объемы до потребителя. Соответственно, это требует огромной энергетической инфраструктуры. При этом рост потребления энергии в ближайшее время мы будем наблюдать в развивающихся экономиках по сравнению с развитым миром. Глобальный спрос будет только расти.
На полях министерской конференции казахстанская сторона организовала еще несколько важных событий, связанных с развитием энергии будущего. Национальный ядерный центр Минэнерго и международная организация по термоядерной энергии ITER подписали соглашение о техническом сотрудничестве в области использования управляемого термоядерного синтеза. Это первый шаг во взаимодействии РГП “НЯЦ РК” и ITER. Запуск проекта Токамак в Курчатове станет первой термоядерной установкой, которая продемонстрирует коммерческое использование управляемого термоядерного синтеза.
Не менее важным является и соглашение о строительстве солнечной электростанции “Бурное Солар-2” в Жамбылской области. ЕБРР инвестирует в этот проект 44,5 млн. долларов, а мощность новой электростанции составит 50 МВт. К слову, из более чем 40 казахстанских проектов по альтернативным источникам энергии успешно работает уже несколько лет именно в Жамбылской области электростанция “Бурное Солар” также мощностью 50 МВт, поставляя энергию в общую сеть КЕГОК. Так что расширение этого проекта уже давно напрашивалось.
Особняком стоит еще одна договоренность. Казахстанская и саудовская стороны во главе с министром этой страны Халидом аль-Фалихом подписали меморандум о сотрудничестве в нефтехимии. ТОО “Объединенная химическая компания” и компания SABIC изучат возможность строительства предприятия по производству полипропилена, полиэтилена и метанола в Казахстане. Завод планируется построить на территории Атырауской области, где есть специальная экономическая зона.
Однако особый интерес у всех журналистов вызывало личное общение министров. Некоторые из них, не стесняясь журналистов, активно беседовали между собой, другие предпочитали тет-а-тет. Хотя кое-какая информация все же доходила. Одна из них касается обращения Министерства энергетики Киргизии к российским коллегам по поводу поставок нефти для трех ее НПЗ, общая мощность которых составляет 500 тыс. тонн в год. Дело в том, что Казахстан хоть и может поставлять южному соседу углеводород, но технически вопрос не отрегулирован. Несмотря на то, что Киргизия входит в ЕАЭС, у нее нет соглашения с нами по поставкам нефти, чтобы избежать пошлин. Впрочем, как утверждают в Минэнерго Казахстана, соседи могут обратиться к ним в любой момент. Но киргизские братья решили действовать через россиян.
Безусловно, в центре внимания все эти дни находились три министра энергетики - России, Казахстана и Саудовской Аравии. Всех журналистов и экспертов интересовало все, что связано с ОПЕК и решением заморозки объемов добычи в мире для стабилизации цен на рынке нефти. Но все три высокопоставленных чиновника все это время упрямо молчали. Потому как понимают: любая неосторожная фраза может повлиять на стоимость нефти. Уходили от прямых ответов Новак, аль-Фалих и Бозумбаев даже во время специальной пресс-конференции, которая затянулась больше чем на час.
Единственное, что обронил в своих комментариях саудовский министр, касалось прогнозов. Он считает, что в следующие несколько десятилетий потребление нефти будет сдерживаться не сокращением запасов, а недостаточными инвестициями. Стоит отметить, что после таких слов вчера, в понедельник, 12 июня, нефть выросла в цене, хоть и незначительно.
Интересен и тот факт, что Новак и аль-Фалих прибыли в Астану за сутки до начала министерской конференции. И у них состоялась отдельная трехсторонняя встреча с Бозумбаевым, причем неформальная. Да и поселились они в одном отеле в двух шагах от казахстанского Министерства энергетики.