Под председательством Касым-Жомарта Токаева состоялось заседание Сената Парламента. Сенаторы рассмотрели отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год.
По словам министра финансов Бахыта Султанова, в 2016 году поступления бюджета за 2016 г. исполнены на 100,2 % и составили 7 трлн 760 млрд тенге, расходы произведены на 8 трлн 501 млрд тенге, или на 98,3 %. Дефицит бюджета составил 741 млрд тенге, или 1,6% к ВВП.
Заключение Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об отчете Правительства представил руководитель ведомства Нурмухамбет Абдибеков.
Об итогах реализации денежно-кредитной политики в 2016 году депутатов проинформировал заместитель председателя Национального банка Алпысбай Ахметов.
Обсуждение главных финансовых документов вызвало оживленную дискуссию. Сенаторы высказали свои замечания, предложения и проблемные вопросы данной сферы.
Сенатор С.Билялов обеспокоен развитием сельского хозяйства. Значительные бюджетные средства выделяются из года в год, но положительных изменений в аграрном секторе не наблюдается, констатировал депутат.
Отвечая на вопрос, зам. премьер-министра, министр сельского хозяйства А.Мырзахметов высказал готовность предоставить парламентариям новую госпрограмму по развитию АПК, чем вызвал критику Председателя Сената.
«Каждая госпрограмма, принимаемая новым министром - это программа благих пожеланий. В 2020 году может появиться еще одна программа. Ее будут хорошо пиарить. Как это случилось с планами по экспорту 60-ти тысяч тонн мяса. Говорили же в Парламенте – невозможно это…. В конце концов программу написать мы тоже можем. Это не проблема. Нужно конкретные действия, решения принимать», - сказал К.Токаев.
Сенатор Г.Ким обратил внимание на необходимость ведения единой статистики товарооборота между Казахстаном и Китаем. Данный вопрос был поднят во время двухсторонней встречи Елбасы с руководителем Китая в рамках обсуждения наращивания экономического сотрудничества.
Актуальность вопроса подчеркнул Председатель Сената. «Сам факт, что Главы государств на переговорах на высшем уровне констатируют разногласия по статистике – это крупный международный инцидент. Вы сейчас на первое место поставили проблему методологических разногласий. Я бы на первое место поставил проблему контрабанды и теневой экономики. Тут надо быть честным до конца», - обратился Спикер к министру финансов Б.Султанову.
Выступивший с содокладом член Комитета по финансам и бюджету Сергей Ершов высказал ряд критических замечаний сенаторов. Он подчеркнул, что общая сумма неосвоения составила 36 млрд. тенге, что значительно больше показателя предыдущего года. Он заострил внимание на многочисленных нарушениях бюджетного процесса. «В результате проведенных Счетным комитетом аудиторских мероприятий выявлено, что порядка 46 % всей охваченной проверками суммы составляют различные нарушения», - сказал С.Ершов.
Кроме того, сенатор выразил недовольство низкой исполнительской дисциплиной государственных органов в ходе рассмотрения отчетов по исполнению республиканского бюджета. «Это не только тормозит процесс объективного рассмотрения отчетов, но и бросает тень на имидж государственных органов», - считает сенатор.
В ходе заседания ратифицировано Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции.
В соответствии с Соглашением казахстанская сторона в целях содействия процессам интеграции Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз окажет помощь, эквивалентную 100 миллионам долларов США.
Помощь будет предоставлена кыргызской стороне на реализацию мероприятий, предусмотренных «Дорожными картами» по присоединению Кыргызстана к ЕАЭС, в частности на улучшение таможенной инфраструктуры на кыргызском участке таможенной границы Союза, на приведение в соответствие с требованиями ЕАЭС санитарных, ветеринарных и фитосанитарных систем Кыргызской Республики.
При этом, помощь будет предоставляться поэтапно в соответствии с отдельными Межправительственными протоколами в форме денежных средств, услуг по обучению, товаров.
В целях контроля за целевым и эффективным использованием предоставляемой помощи в рамках казахстанско–кыргызского Межправительственного совета будет создана совместная двусторонняя Ревизионная комиссия.
Палата приняла закон «О прокуратуре».
Документ направлен на приведение законодательства в соответствие с новой редакцией статьи 83 Конституции, а также на совершенствование деятельности органов прокуратуры.
Согласно документу, сфера деятельности прокуратуры будет охватывать высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представление интересов государства в суде, осуществление от имени государства уголовного преследования.
Закон определяет пределы и формы высшего надзора, уточнены его основные направления и границы. В документе изложены полномочия прокурора, его ответственность, обозначены задачи прокуратуры, установлены права и обязанности проверяемых субъектов, сокращены основания для назначения прокурорами проверок, а также основания обращения прокуроров с иском в суд.
В отдельные главы выделены функции представительства интересов государства в суде и уголовного преследования, а также иные направления деятельности прокуратуры, которые включают формирование государственной правовой статистики, ведение специальных учетов, реализацию единой государственной кадровой политики в системе органов прокуратуры и другие.
Определены единая система органов прокуратуры, полномочия Генерального прокурора, сфера деятельности Генеральной прокуратуры, областных, районных и приравненных к ним прокуратур.
Рассмотрев в двух чтениях, Палата приняла поправки в законодательство по вопросам здравоохранения.
Законом предусматривается пересмотр размеров ставок взносов и отчислений в Фонд социального медицинского страхования, расширение перечня лиц, за которых взносы в Фонд поступают от государства, а также плательщиков взносов Фонда.
Также предлагается: c 1 января 2018 года определить Фонд в качестве единого плательщика услуг как в системе обязательного социального медицинского страхования (далее – ОСМС), так и в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП); для обеспечения единых эффективных подходов по закупу и оплате, обеспечению качественными лекарственными средствами и медицинскими изделиями разделить компетенции по закупу и оплате расходов на лекарственное обеспечение между Фондом и местными исполнительными органами; иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, будут иметь право на получение ГОБМП наравне с гражданами Республики Казахстан; с целью обеспечения финансовой устойчивости системы ОСМС налагается запрет на установление временного ограничения на распоряжение имуществом, ограничений на совершение сделок и иных операций с имуществом, наложение ареста на активы Фонда, находящихся на банковских счетах; урегулирован механизм оказания медицинской помощи военнослужащим, сотрудникам правоохранительных и специальных государственных органов и членам их семей с внедрением ОСМС.
Внедрение системы ОСМС будет способствовать устойчивости и динамичному развитию социально-ориентированной национальной системы здравоохранения с соблюдением принципов социальной справедливости, солидарной ответственности за здоровье, всеобщего охвата населения и повышения качества медицинской помощи путем повышения доступности, качества и экономической эффективности оказания услуг здравоохранения, а также снижения финансовых рисков населения из-за серьезных проблем со здоровьем.
Реализация норм закона приведет к расходам отдельных категорий населения на уплату взносов в Фонд. Снижение размеров ставок отчислений на ОСМС будет способствовать снижению нагрузки на работодателей.
Рассмотрен во втором чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам дорожного движения».
Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в Кодекс о налогах и других обязательных платежах в бюджет в части увеличения ставки государственной пошлины за выдачу государственных регистрационных знаков с определенным сочетанием цифр либо буквенных обозначений.
Кроме того, вносятся изменения и дополнения в закон о дорожном движении в части компетенции сотрудников военной полиции по регулированию дорожного движения.
В ходе обсуждения законопроекта с учетом замечаний и предложений Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам и Комитета по финансам и бюджету возникла необходимость внесения изменений и дополненийв одобренный Мажилисом законопроект по следующим основным направлениям:
- в целях реализации компетенции органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по разработке и утверждению правил эксплуатации транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предусматриваемой в новой статье 16-1 Закона «О дорожном движении» предлагается в статье 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотреть право указанных органов по разработке и утверждению вышеупомянутых правил;
- в целях приведения в соответствие с пунктом 2 статьи 3 Налогового кодекса, согласно которому вносимые в указанный Кодекс изменения и дополнения могут быть введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, предлагается в статье 2 законопроекта предусмотреть введение в действие поправок в части увеличения ставки государственной пошлины за выдачу государственных регистрационных знаков с определенным сочетанием цифр либо буквенных обозначений с 1 января 2018 года. Документ с поправками сенаторов направлен в Мажилис.
В ходе заседания заслушан запросы сенаторов: Жабала Ергалиева - об октрытии отделений по подготовке кадров для сферы культуры и искусства при Кокшетауском государственном университете имени Ш. Уалиханова; Асхата Кузекова – по совершенствованию деятельности высших учебных заведений.
Источник: Сенат Парламента Республики Казахстан