Почти год назад, 16 июля 2016 г., в Турции произошла попытка государственного переворота. Обеспокоенные возможной нестабильностью турецкой экономики и валюты инвесторы и туристы предпочли остаться в стороне от этой страны.
Однако с тех пор наблюдается восстановление экономики.
Год спустя эксперты задаются вопросом, как повлияла попытка переворота на экономику Турции, имела ли она длительный эффект?
Неожиданный протест год назад подорвал доверие мировых рынков к Турции.
Президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана обвинили в том, что он использовал попытку переворота для укрепления своей власти.
Однако экономические показатели год спустя говорят о том, что он был абсолютно прав в своей попытке обеспечить политическую стабильность в стране любой ценой.
Начиная с 2003 г. экономической рост страны составил 5,6% ВВП, несмотря на финансовый кризис 2008 г., войну в Сирии, терроризм и неудавшийся переворот.
Уровень бедности снизился вдвое в период с 2002 по 2012 гг. согласно данным Всемирного банка.
Кроме того, по прогнозам Турция станет самой быстрорастущей экономикой среди стран ОЭСР в период с 2015 по 2025 гг.
Безработица, стагнация роста
Однако проблемы уже начинали проявляться еще до попытки переворота. Уровень безработицы достиг 13% в январе этого года, причем он рос начиная с 2012 г., по данным Турецкого института статистики.
В настоящий момент средний уровень безработицы в странах ОЭСР составляет 5,9%.
При этом согласно прогнозам к 2018 г. уровень безработицы в Турции вряд ли снизился до менее 10%.
Согласно данным Всемирного банка с 2012 г. экономический рост в стране замедлился, а также наблюдалась стагнация уровня дохода на душу населения.
Тем не менее в I квартале текущего года уровень роста составил 0,5% ВВП. Для сравнения, в III квартале 2016 г. наблюдалось сокращение на 1,8% ВВП – это было первое снижение с 2009 г.
После 16 июля прошлого года, когда случилась попытка переворота, курс национальной валюты снизился на 20%, а турпоток в 2016 г. сократился на 30%.
Крупнейшими торговыми партнерами Турции являются страны ЕС – Германия, Великобритания, Италия и Франция. Тем не менее президент Турции выступал с критикой ЕС, что привело к нескольким скандалам и недопониманию в высшем руководстве стран.
Что стоит за восстановлением роста?
Ухудшение связей с Европой, высокий уровень безработицы и падение курса национальной валюты – это, несомненно, негативные факторы. Так как же Турции удалось восстановить рост экономики после попытки переворота?
Некоторые эксперты связывают восстановление роста с обвалом лиры, так как это помогло нарастить экспорт на 10,6%.
Другие отмечают возможный эффект от нового метода подсчета ВВП, который был введен Турецким институтом статистики в конце 2016 г.
В рамках этого метода используется схема, применяемая в ЕС для измерения размера экономики.
Турецкие власти провели повторные подсчеты и заявили, что турецкая экономика на 20% больше, чем заявлялось ранее.
В итоге фактически из ничего экономика Турции выросла на $140 млрд.
Политические меры, которые были запущены в стране после неудачной попытки переворота, привели к настоящему буму кредитования: займы порядка $500 млрд были выданы 300 тыс. компаниям по стране согласно данным, которые приводит Bloomberg.
Уровень кредитования вырос на 22% после попытки переворота, что создало значительные финансовые вливания, которые способствовали стимулированию бизнеса, который оказался в неблагоприятном положении после падения курса лиры.
Бум кредитования и долгосрочный план
В 2019 г. Эрдогана ждут президентские выборы. Его популярность все эти годы основывалась на высоких показателях экономического роста, и если он хочет сохранить популярность среди избирателей, ему необходимо сохранить текущее положение вещей.
Результаты референдума, который прошел в начале этого года, показали, что 48,7% избирателей не поддержали противоречивую конституционную реформу, предложенную Эрдоганом. Это дает основания полагать, что поддержку президента и его популярность не стоит воспринимать как должное.
Рост кредитования может на краткий период отложить обеспокоенность избирателей, однако в долгосрочной перспективе такая тактика вряд ли принесет результат.
Поэтому, отмечают эксперты, Эрдогану необходимо найти способы, отличные от роста кредитования, которые позволили бы решить вопрос высокого уровня безработицы и инфляции.
Зарубежные инвестиции могут сыграть ключевую роль в поддержании роста ВВП, однако в 2016 г. прямые иностранные инвестиции сократились на 30%. И теперь, когда отношения с ЕС натянутые, Эрдоган смотрит на другие страны.
Отношения с Россией улучшаются, однако, как отмечают эксперты, самыми важными станут для Турции и ее экономики отношения с Китаем, в частности работа в рамках проекта "Один пояс - один путь".
Отношения с Китаем
Китай уже сейчас является крупнейшим для Турции источником импорта. Он играет ключевую роль в инфраструктурных проектах, таких как первый в стране высокоскоростной поезд, который соединяет Стамбул с Анкарой.
Президент Китая Си Цзиньпин в своем выступлении, посвященном проекту "Один пояс - один путь", отметил, что этот проект будет координироваться с турецкой инициативой газового коридора.
Одним из важных моментов во время попытки переворота в прошлом году стала попытка военного захвата Босфорского моста, который соединяет Восток и Запад.
Когда переворот был подавлен, мост снова был открыт.
Но пока остается неясным, готов ли Эрдоган ради экономической и политической стабильности поддерживать роль Турции в качестве моста между двумя континентами.
Итсочник: vestifinance.ru