Министр по инвестициям и развитию Казахстана Женис Касымбек во вторник озвучил сроки появления систем взимания оплаты за проезд по трем республиканским автодорогам, передает Sputnik Казахстан. В настоящее время оплата за проезд взимается на участке автобана Астана – Бурабай, стоимость проезда по этой дороге не превышает 1 тенге за километр, при этом собранных средств, по утверждению специалистов министерства по инвестициям и развитию, вполне хватает на поддержание высокого качества полотна этой дороги. Аналогичный опыт в республике решили распространить и на другие участки автомобильных путей: во вторник, 25 июля, глава МИР на заседании правительства уточнил, где и когда появятся новые платные участки.
Теперь раскошеливаться придется центру и югу
По сведениям Касымбека, новые системы взимания платы будут действовать на дорогах Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос, платный проезд по которым "стартует" в декабре этого года.
"В текущем году мы приступили к монтажу систем взимания платы на дорогах Астана – Темиртау и Алматы – Капшагай, также во втором полугодии планируется начать монтаж системы на дороге Алматы – Хоргос … К концу года на данных участках планируем запустить систему", – сказал министр.
Протяженность первого платного казахстанского автобана от Астаны до Щучинска составляет порядка 200 километров, соответственно, отдавать автолюбителям за проезд на легковой машине приходится порядка 200 тенге.
Цены на новых участках будут сопоставимыми: трасса от Астаны до Тимертау составляет всего 132 километра, соответственно, если в министерстве сдержат слово относительно размеров тарифа тенге за километр, то цена проезда по ней на легковой машине будет колебаться в пределах 130 тенге.
Дорога от Алматы до Капшагая "тянется" 42 километра, поэтому и оплату здесь можно ожидать чисто символическую.
Самой "дорогой", исходя из логики "тенге за километр", станет трасса Алматы – Хоргос, проезд по которой будет под 300 тенге за легковушку. Но не исключено, что на некоторых трассах могут быть введены коэффициенты, как повышающие, так и понижающие стоимость проезда: скажем, та же трасса Алматы – Капшагай может потребовать на свое содержание больше средств, чем тот объем, который позволяет собирать ее протяженность, исходя из принципа "тенге за километр".
Заграница нам поможет деньги собирать
Но решение этого вопроса – дело будущего, как и появление в стране еще целого ряда платных автодорог общей протяженностью 6,5 тысячи километров.
По словам Касымбека, до конца года планируется завершить разработку проекта на внедрение платности на 5,5 тыс км (Капшагай – Талдыкорган, Астана — Костанай – граница с Россией, Павлодар – граница с Россией, Актобе — Уральск граница с Россией, Атырау — Доссор, Бейнеу – Акжигит – граница с Узбекистаном, граница с Россией — Актобе — Кызылорда, Тараз — Кайнар, Щучинск – Кокшетау – Петропавловск – граница с Россией, Уральск – граница с Россией, Астана — Павлодар, Актау — Бейнеу, Кызылорда – Шымкент –Тараз, Шымкент – граница с Узбекистаном).
По словам министра, на внедрение платности и дальнейшую эксплуатацию системы планируется привлечение инвесторов в лице всемирно известных компаний (Kapch, FETC, РТ-Инвест) с софинансированием средств со стороны Европейского банка реконструкции и развития. В настоящее время "КазАвтоЖол" уже проводит работу по привлечению займов ЕБРР на сумму 150 миллионов долларов.
Всего же в 2017 году в рамках госпрограммы "Нурлы Жол" предусмотрена реализация 22 автодорожных проектов общей протяженностью 4,4 тысячи километров, как для платного, так и для бесплатного проезда. На реализацию этих проектов из Национального фонда, республиканского бюджета и по линии международных финансовых институтов предусмотрено 356 миллиардов тенге. По словам главы МИР, за первое полугодие по реализуемым проектам уже освоены 112 миллиардов тенге.
"По итогам года в рамках программы "Нурлы жол" планируется завершить 600 километров дорог по параметрам первой и второй технической категорий, в том числе полностью завершить реконструкцию автодорог Бейнеу – Актау и Алматы – Талдыкорган", — заключил он.
В свою очередь, премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев отметил, что в настоящее время освоена только треть выделенных на дорожное строительство средств, а основная масса освоения придется на второе полугодие – в связи с чем поручил "жестко" контролировать своевременность введения автодорожных объектов в эксплуатацию.