Число государственных предприятий в Китае в последние десятилетия сильно сократилось, но пока власти весьма неохотно снижают долю госсектора. Кроме того, именно госпредприятиям, несмотря на их неэффективность, проще всего получить кредиты.

Фармацевтическая компания Yunnan Baiyao, производитель легендарного кровоостанавливающего порошка "Юньнань Байоу", является, по мнению китайских чиновников, примером успешного проведения нового раунда реформ в государственных предприятиях (SOE) Поднебесной.


50% акций компании, которая до этого была в собственности правительства юго-западной провинции Юньнань, в начале года были проданы частному инвестору. Та же фирма пыталась приобрести долю в Yunnan Baiyao в 2009 г., но сделка была заблокирована. В этот раз продажа характеризуется официальными СМИ как доказательство правильности стратегии президента Си Цзиньпина по оживлению государственных компаний.

Однако для многих инвесторов и аналитиков пример Yunnan Baiyao демонстрирует совершенно обратное: реформирование происходит лишь на словах, в реальности ситуация лишь ухудшается. Эта сделка в итоге оставила половину компании в руках государства. А традиционный китайский медицинский порошок очень далек от таких ключевых секторов экономики, как энергетика и финансы, которые Пекин считает стратегическими и с меньшим желанием делает доступными для частного капитала.

Трудно переоценить важность правильного проведения реформ в госпредприятиях. В 1980-х гг., когда Китай только начал открываться миру, государственный сектор доминировал в экономике, составляя почти четыре пятых промышленного производства.

С тех пор важным фактором удивительного роста Поднебесной было относительное снижение количества госпредприятий до точки, когда на них сегодня приходится менее пятой части производства. В то время как госкомпании пробуксовывают, динамичный частный сектор вокруг них стремительно движется вперед.

В последние несколько лет государственный сектор благодаря ряду шагов перестал сокращаться. До сих пор в стране более 150 тыс. госпредприятий, две трети из которых находятся в руках региональных властей, а остальные под контролем центрального правительства.

Частные компании имеют более высокую производительность труда, а госпредприятия поглощают непропорционально большую долю ресурсов. Они получают примерно половина банковских кредитов и являются основными виновниками роста огромного корпоративного долга в Китае. С 2015 г. инвестиции госпредприятий увеличивались быстрее, чем инвестиции частного сектора, что стало разворотом многолетнего тренда, отмечает британский журнал The Economist.

Для Китая все это имеет крайне негативные последствия. По мере того как замедляется рост, правительство заставляет госпредприятия больше тратить, но это лишь увеличивает их долговую нагрузку и еще сильнее давит на экономику. Остановка этой секвенции чрезвычайно важна для Китая, если он хочет стать богаче. Согласно оценке МВФ амбициозная программа реформирования госпредприятий могла бы увеличить китайскую экономику почти на 10% (или на $1 трлн) в ближайшее десятилетие.

Судьба государственных компаний также важна для мировой экономики. По международным стандартам они уже гиганты. На 200 крупнейших госпредприятий Китая приходится 18% глобальной прибыли многоотраслевых нефтяных и газовых компаний, 6% у производителей автомобилей и 5% у строительного сектора.

Серия мегаслияний, которые в настоящее время оформляются, сконцентрируют еще больше власти в руках небольшого количества компаний и облегчит их задачу по выходу на новые рынки. Что касается иностранных компаний, то они от этого явно пострадают, столкнувшись с нечестной конкуренцией, так как будут бороться с властями Поднебесной.

На этом фоне можно ожидать, что в других странах будет усиливаться соблазн блокировать иностранные инвестиции со стороны китайских госпредприятий, что может привести к новым спорам и торговым войнам.

Еще в 2013 г. Си Цзиньпин, казалась, понимал необходимость перемен. Тогда он обещал, что рынок будет играть "ключевую роль" в распределении ресурсов, и заявлял, что реформирование госпредприятий является приоритетом.

И хотя крупномасштабная приватизация никогда не рассматривалась, все надеялись, что правительство улучшит управление госкомпаний, сделает их более конкурентными и независимыми от чиновников.

С тех пор были объявлены многочисленные пилотные программы и проекты, но результат от них минимальный.

Международные аналитики опасаются, что новый раунд реформ не только не решит, а лишь усугубит наиболее острые проблемы. Госпредприятия становятся больше, а не меньше, их менеджмент продолжает проводить консервативную политику, а все их недостатки начинают негативно влиять на всю экономику.

Между тем, оптимисты все еще верят, что Си Цзиньпин может преподнести сюрприз после съезда Коммунистической партии, который запланирован на осень. Укрепив свою власть, глава государства может стать смелее и освободить рыночные силы, о которых он говорил четыре года назад. Однако, судя по его прошлым словам и делам, все это выглядит как попытка выдать желаемое за действительное.

Госпредприятия не собираются отступать. Более того, они стремительно разрастаются, привлекая мощную государственную поддержку для компенсации своих недостатков. При этом они расширяются не только дома, но и за рубежом.

Уменьшение государственных компаний и открытая конкуренция с частным сектором должны быть ключевым элементом реформирования госпредприятий. Но вместо этого Китай их укрепляет и отказывается признавать в этом потенциальную угрозу.

 

Источник: vestifinance.ru