Сектор розничной торговли наименее адекватно по сравнению с другими отраслями отреагировал на замедление темпов роста российской экономики и последовавший за ним кризис, свидетельствуют расчеты РБК. Хотя именно торговля больше всего пострадала от рецессии, число занятых в ней сотрудников за шесть лет не сократилось и даже выросло. Информагентство проанализировало, как результаты работы секторов российской экономики соотносятся с численностью занятых в них сотрудников. В РБК посмотрели изменения за шесть лет: к концу 2016 года по сравнению с 2011-м, который был взят за базовый. Именно с начала 2010-х годов темпы роста ВВП начали снижаться, а к 2015 году это замедление превратилось в спад. Секторам экономики пришлось приводить численность работников в соответствие с достигаемыми результатами.

Кризис ударил по реальным доходам россиян — с октября 2014 года они сократились на 19,2%, сообщала Высшая школа экономики. Как следствие, пострадали отрасли, заточенные на потребителей: «прирост» строительства за шесть лет составил минус 8,7%, розничная торговля сократилась на 2,6%. Впрочем, она упала не так сильно по сравнению с масштабами сокращения доходов. Удержаться торговле помогла «подушка безопасности» и переориентация населения на более дешевую продукцию, говорит представитель Минэкономразвития.

Но если строительство отреагировало на снижение своего результата должным образом (численность сотрудников в этом секторе снизилась на 11,9%), то данные по торговле выглядят куда более странными, отмечает РБК: несмотря на кризис, число работников в ней выросло на 11,4%. Коэффициент эффективности у розничной торговли оказался самым низким из всех рассмотренных отраслей — 0,87 — и единственным ниже единицы (для сравнения, у сельского хозяйства аналогичный показатель составляет 1,4).

При этом из наиболее эффективных отраслей — сельского хозяйства и обрабатывающих производств — наблюдается отток работников (он и помогает этим секторам становится более эффективными). Например, в случае с сельским хозяйством росту производительности способствует господдержка, а обработку стимулирует сворачивание экономической активности из-за кризиса, говорит директор Института экономики роста им. Столыпина Анастасия Алехнович. Укрупнять производство и оптимизировать сотрудников бизнесу помогают новые технологии, отмечает вице-президент Центра стратегических разработок Владимир Княгинин.

Таким образом, рабочая сила в России мигрирует из более эффективных отраслей в менее эффективные, создается эффект отрицательной обратной связи, при котором отрасли, заточенные на рост производительности, достигают этого в том числе за счет сокращений работников, а высвобождаемые сотрудники идут в отрасли с более низкой производительностью, усиливая их неэффективность. Именно торговля выступает «основным реципиентом межотраслевого перетока», поясняет руководитель группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства Наталья Порохова. Расти числу сотрудников в торговле позволяет расширение торговых сетей, которые продолжают привлекать новый персонал, отмечает директор направления корпоративных рейтингов S&P Александр Грязнов. С другой стороны, есть фактор скрытой занятости, который по большей части характерен для розницы и строительства, и любая легализация в этих отраслях ведет к росту официальной численности работников, уточняет директор департамента макроэкономического прогнозирования Внешэкономбанка Олег Засов.

Сложившаяся ситуация говорит о «структурных диспропорциях» в экономике, рассуждает бизнес-омбудсмен Борис Титов: в первую очередь развиваются отрасли с низкой добавленной стоимостью — торговля, финансы и добыча полезных ископаемых. Проблема в дефиците высокопроизводительных рабочих мест, считает он. У ретейла так и остается потенциал «поглощения» работников из других сфер, а занятые в обработке и сельском хозяйстве продолжат вытесняться, подтверждает Княгинин из ЦСР. Тенденция эта сохранится и без кризиса, полагает Засов.