Инвесторы из КНР за десять лет могут нарастить объем зарубежных сделок на 70% — до $1,5 трлн, говорится в обзоре международной юридической компании Linklaters.

Не помешают даже ограничения со стороны китайских и зарубежных властей, с которыми в последние годы пришлось столкнуться бизнесу, — юристы отмечают, что их можно обойти. Отметим, что в РФ, воспринимающей КНР как партнера в «повороте на Восток» после введенных США и ЕС санкций, китайским инвесторам аналитики не рекомендуют вкладываться в «стратегические» сектора из опасения чрезмерного внимания контролирующих органов.

Объем зарубежных инвестиций китайского бизнеса в ближайшие десять лет может достигнуть $1,5 трлн — на 70% больше, чем в 2007–2016 годах, говорится в исследовании международной юридической компании Linklaters LLP. Хотя в 2017 году объем таких сделок сократился, долгосрочные инициативы властей КНР, как «Сделано в Китае 2025» и «Один пояс — один путь» (в рамках которой уже объявлено об инвестициях на сумму более $900 млрд в 65 стран), обеспечат рост китайских зарубежных вложений, полагают в Linklaters. По официальной оценке, в ближайшую пятилетку их объем составит $600–800 млрд.

Самыми привлекательными направлениями станут высокие технологии, электроника и энергетическая инфраструктура — однако они могут рассматриваться зарубежными регуляторами как «стратегические» с точки зрения национальной безопасности и интересов. Так, хотя в 2016 году сумма объявленных зарубежных сделок слияния и поглощения с участием китайцев составила около $220 млрд (вдвое больше, чем в 2015 году), значительная их часть ($40–75 млрд) была либо заблокирована регуляторами, либо аннулирована самими инвесторами из-за угрозы блокировки. Зарубежных регуляторов, особенно европейских, также беспокоит вопрос взаимной открытости экономик для прямых иностранных инвестиций, поэтому их отношение к китайским инвесторам будет напрямую связано с будущим либерализации экономики КНР.

Кроме того, китайские инвесторы сталкиваются с препятствиями и внутри страны: власти КНР с конца 2016 года ужесточили контроль за оттоком капитала. Компаниям рекомендовано воздержаться от покупки иностранных активов, не связанных с основной деятельностью, тщательной проверяется и кредитоспособность инвесторов. Однако в Linklaters ожидают, что бизнес-среда КНР останется благоприятной для инвестиций в иностранные стратегические проекты — а обход ограничений возможен как за счет иностранных поставщиков капитала, так и за счет использования иностранных юрлиц китайских компаний. Для обхода ограничений на инвестиции в некоторых юрисдикциях возможны также миноритарные вложения или создание совместных предприятий, которые в рамках лицензирования позволят китайским приобретателям использовать технологии на китайском рынке, полагают в юридической компании.

Что касается инвестиций в РФ — в Linklaters предупреждают, что инвесторы могут столкнуться со значительными ограничениями и контролем в военной и атомной промышленности, медиа, добыче полезных ископаемых и энергетике, сельском хозяйстве, портовой и аэропортовой инфраструктуре, в меньшей степени — в финансах и страховании. Практически закрыты для инвесторов и рыболовная промышленность, и добыча драгоценных камней и металлов в РФ. Впрочем, в июле РФПИ и Банк развития Китая договорились о создании совместного фонда в юанях для инвестирования в совместные проекты объемом до $10 млрд — сейчас изучаются 30 проектов в области ритейла, сельского хозяйства, пищевой промышленности, недвижимости и фармацевтики. 

 

Источник: Коммерсант