Часто слышал слова иностранцев, называвших между собой расположение Казахстана, как страна расположенная «посередине в нигде», что можно понимать, как «у черта на куличках» (in the middle of nowhere). Если посмотреть на валютную выручку Казахстана, то очевидно, что единственное, чем мы привлекаем мир - это нефть и чуток других природных ископаемых. Вдобавок финансовые неурядицы Казахстана обеднили население, что вызвало падение почти во всех других ненефтяных секторах. 

Вот как нам в такой ситуации, и когда совсем не видно света в конце тоннеля, начать зарабатывать миллиарды долларов на так называемом «посередине в нигде»?! А ведь можно и решение проблемы лежит прямо на поверхности – это транзитный туризм! Смеетесь? Давайте буквально на пальцах – на примере авиационной отрасли.

Аховая ситуация в целом в экономике за последние полтора-два года вынудила иностранные авиакомпании – британские, турецкие, эмиратовские, голландские авиалинии меньше летать или прекратить полеты в Казахстан. Ведь народ обеднел, и это сказывается. 

Однако на фоне экономических неурядиц, как-то незаметно в стране рождается новое экономическое чудо (иначе не назовешь), эдакая курица, несущая золотые яйца. Национальный авиаперевозчик Эйр Астана показывает неудержимый рост. Что же на самом деле происходит?! Просто посмотрим цифры. 

Так вот, по данным старшего вице-президента авиакомпании «Эйр Астана» г-на Ибрагима Жанлыела, рост компании обеспечивается не внутренними перевозками, где также сильны последствия девальвации и происходит падение объемов. Рост прибыли «Эйр Астана» происходит, прежде всего, за счет увеличения количества транзитных зарубежных пассажиров, пролетающих через Алматы и Астану. И здесь внимательно - о каких объемах идет речь?

Мы все критикуем компанию «Эйр Астана», и критика касалась больше цен на авиабилеты, но никогда не касалась качества сервиса и безопасности бортов авиакомпании. При этом, согласитесь, до сих пор мало кто обращает внимание, что с еще с 2010 г в стране нет монопольных направлений – можно выбрать предложение из 3-4 авиакомпаний – одно другого дешевле, но люди все равно, если есть наличность, желают приобрести услуги Эйр Астаны. Получается, опять-таки, из-за стандартов безопасности, удобства и сервиса.

Что касается международных перелетов (здесь еще внимательнее), то тут вырисовывается стройная модель «Эйр Астаны». В двух словах – стратегия компании заключается в превращении географического расположения Казахстана, будучи «в середине нигде», в его ключевое преимущество. 

Приобретая новые среднеразмерные самолеты ведущих мировых производителей, компания создала широкую сеть популярных направлений между крупнейшими столицами и городами евразийского материка – время перелета от Астаны до Пекина такое же как и до Москвы. От Алматы до Бангкока чуть меньше, чем до Петербурга или Киева. 

И в увязке с южными городами Сибири россиянам вообще пропадает смысл лететь на юг через свою столицу. У китайцев и индусов есть, конечно, и свои авиакомпании, предоставляющие прямые рейсы, но их ценовая политика за прямоту объективно всегда дороже транзитных. 

В результате, сочетая такие ключевые компоненты как международный высокий уровень сервиса, широкую международную агентскую сеть, удобные стыковочные механизмы, новые безопасные комфортные борты, «Эйр Астана» обеспечила неуклонный рост транзитных пассажиров. Согласно статистике (см ниже), только за последние два года прирост транзитных пассажиров составил 172%! 

Казахский Клондайк или как заработать миллиард долларов на нигде?!


Основными популярными направлениями стали потоки из Москвы, Петербурга, Стамбула и Киева в Ташкент, Сеул, Урумчи, Дели, Пекин, Бангкок. Сейчас с вводом в строй нового терминала аэропорта Нурсултан Назарбаев в Астане «Эйр Астана» уже у июне добавила 32 международных рейса в Астану и 5 в Алматы. 

Вопрос почему так мало рейсов в более привлекательную с туристической точки зрения Алматы связан с текущей ограниченной пропускной способностью Алматинского аэропорта. Руководство Алматинского аэропорта осенью с.г. планирует увеличить площади для транзитных пассажиров за счет уплотнения площадей в два раза. 

Однако ключевым остается, конечно, решение ключевого для южного мегаполиса вопроса – либо строительство нового терминала и расширение площадей нынешнего аэропорта, либо строительство полностью нового аэропорта международного класса в Капшагае, куда готовы вложиться иностранные инвесторы. 

Следует также иметь в виду, что техническое обслуживание самолетов через Астану в силу более холодного климата в среднем на 20% дороже, чем через Алматы, а ценовая политика в транзитной конкуренции с теми же узбекскими авиалиниями играет ключевую роль.

Есть и другие вопросы, которые оказывают критическое влияние на увеличение транзитного потока. Необходимо помнить, что транзитный туризм – это, прежде всего, твердая валюта, которая заходит в страну. 

Мы все отлично понимаем, что туризм это ЭКСПОРТНАЯ статья экономики, в условиях падения цен на нефть имеет критическое значение для Казахстана. И соответственно, мы больше понимаем, что необходимо создать условия, чтобы турист не только пролетал через страну, но и по возможности смог выйти из аэропорта и отдохнуть два-три дня, ознакомившись с местными достопримечательностями. 

По сути, речь идет о 300-1000 долларов в среднем с одного туриста, а в планируемом «Эйр Астаной» объеме транзитников до 1 миллиона к 2019 году, Казахстан сможет получать свыше миллиарда долларов ежегодно дополнительной твердой валюты. 

Критическим для обеспечения данного притока валюты является решение вопроса выдачи виз. Позиция, да и характер МВД как заведения, ответственного за миграцию и выдающего сейчас разрешения на визы, оставляет сейчас мало надежды, что мы сможем внедрить какие-то международные стандарты в данном вопросе. 
Говоря о вопросе безопасности и казахской фобии о большом количестве китайцев, которые спят и мечтают поселиться в наших степях, мне, если честно, сейчас трудно представить миллионера из Гуанджоу или индийской силиконовой долины, желающего променять свое место на урочише Медеу. Посетить, поесть шашлык, покататься на лыжах – да, остаться жить? Времена поменялись. 

Посмотрим статистику. Только в прошлом году более 130 миллионов китайцев и 60 миллионов индийцев вылетели в зарубежные турпутевки в Европу, США, Японию и пр. Если хотя бы один процент из них пролетит через Алматы и Астану то в нашей стране осядет миллиард долларов – а это в условиях нашей 3 миллионной безработицы самозанятых, прежде всего, означает новые рабочие места и социальное спокойствие. Поэтому правительству необходимо решить, что важнее для безопасности Казахстана – визы от МВД или занятость и приток валюты.

 

Источник: matritca.kz