Объемы интернет-торговли постоянно растут. Как на это реагируют крупные города? Об этом в материале Русской службы Би-би-си. К концу рабочего дня старожил компании UPS Томас Чу развезет сотни посылок по всему Нью-Йорку, останавливаясь по 16 раз в час. Все дело в том, что его компании необходимо справиться с наплывом заказов, которые покупатели получают из онлайн-магазинов.

Но одно из главных достижений его дня происходит в самом начале работы: ровно в 10.02 Томас Чу находит место для парковки.

В центре Манхэттена это большая победа. Согласно опросу, водителям фургонов порой приходится по часу искать парковочное место. Иногда они теряют терпение и паркуются с нарушением правил, рискуя получить штраф.

"В большинстве случаев выбора просто не остается. Если мест нет, приходится кого-то блокировать", - говорит Чу.

Припаркованные вторым рядом фургоны, красные тормозные огни и картонные коробки, лежащие на тротуаре - все это признаки роста интернет-торговли в крупнейшем городе Америки, и не только в нем.

Улица Нью-Йорка

На улицах Нью-Йорка можно увидеть горы пустых коробок

Объем отправляемых посылок в период с 2014 по 2016 год в мире, по оценке компании Pitney Bowes, вырос почти на 50%. Судя по всему, до 2021 года этот показатель будет увеличиваться ежегодно на 17-28%.

Есть опасения, что рост этого показателя приведет к увеличению загрузки автодорог и степени загрязненности окружающей среды в быстро растущих городах по всему миру.

В Европе и Азии власти многих городов запретили осуществлять доставки в определенные часы, построили складские помещения для централизации дистрибуции и выделили миллионные ассигнования для перехода на более тихое и экологически чистое оборудование.

В США с их культом автомобиля и лишь недавно начавшимся возрождением плотно застроенных центров городов разговоры о буме доставок онлайн-покупок начинались без спешки. Но сейчас они в самом разгаре.

"В городах приходится думать об этом все чаще, потому что именно там мы видим, что необходимость, требующая безотлагательного вмешательства, уже назрела", - говорит директор департамента системы управления транспортом и центра логистики при Вашингтонском университете Энни Гудчайлд.

Водитель UPS Томас ЧуВодитель UPS Томас Чу ежедневно на своем фургоне развозит сотни посылок

"Уже на муниципальном уровне стало понятно, что это именно то, к чему нам нужно готовиться", - добавляет она.

Интернет-торговле в США по-прежнему принадлежит лишь небольшой процент по сравнению с общим объемом розничной продажи - лишь 10%. К примеру, в Китае этот показатель составляет 15%, в Британии - 17%, в Южной Корее - 18%.

Но этот показатель будет расти, и в этом году он должен вырасти на 16%.

49-летний Томас Чу пришел на работу в UPS в 1990 году. Он стал свидетелем того, как доставки, преимущественно частным потребителям, выросли в объеме, в то время как компании вроде Amazon практикуют почти мгновенную доставку товаров, а покупательские привычки меняются.

По его словам, когда он устроился на работу, никто не заказывал воду. "Сейчас люди заказывают все", - говорит он.

Компании вкладывают значительные средства, чтобы удовлетворить спрос, тратя миллиарды долларов на новые помещения и самолеты, увеличивая время доставки по выходным и внедряя новые технологии для ускорения процесса доставки товара потребителю.

Появляются новые компании по доставке, а фирмам во время крупных праздников (например, рождественских) приходится нанимать дополнительный персонал.

Не так давно в один из будних дней Томас Чу простоял в пробках 30 минут, добираясь от склада UPS до первой точки маршрута - высотного офисного здания, которое находилось лишь в 2 км.

Водитель UPSКомпании вкладывают значительные средства, чтобы удовлетворить спрос, тратя миллиарды долларов на новые помещения и самолеты

Найдя место для парковки, он затем почти два часа потратил на то, чтобы доставить все посылки в этом здании. И он был там не единственным курьером: сотрудники FedEx и Почтовой службы США тоже судорожно бегали по коридорам.

"Это все - большая нагрузка на окружающую среду", - говорит преподаватель Ренсселеровского политехнического института Хосе Ольгин-Верас, занимавшийся изучением доставки товаров в Нью-Йорке.

Компании экспериментируют с тем, как поднять эффективность доставок и снизить их стоимость.

В результате появились ячейки, похожие на камеры хранения, из которых можно забрать свою посылку, в некоторых местах для доставки используются велосипеды, а потребителей все чаще призывают забирать купленные в интернете товары в магазинах.

Amazon даже начал продавать "умные" замки, которые позволяют курьерам зайти в дом, чтобы оставить посылку, и таким образом уменьшить число поездок "впустую".

Но, по словам Хосе Ольгин-Вераса, проблему растущего объема курьерских доставок на дом нельзя решить одним лишь частным бизнесом.

"Проблема слишком сложная. Таким способом ее не решить", - говорит он.

Велосипед доставкиПравообладатель иллюстрацииUPSImage captionВ городе Питтсбург посылки доставляют и на велосипеде

Из-за увеличившейся загрузки автодорог мэр Нью-Йорка осенью этого года решил провести эксперимент. В часы пик на некоторых наиболее оживленных улицах курьерская доставка будет запрещена.

Городской департамент транспорта хочет, чтобы 900 курьерских компаний сдвинули время доставок. Пока поучаствовать в эксперименте согласились 400 компаний.

"Главная наша задача - понять, как сделать систему максимально эффективной", - говорит представитель департамента транспорта Динис Питерс.

Image captionВ Нью-Йорке хотят ограничить доставки посылок в час пик

Какие еще есть варианты?

Европейские города нашли другой подход. Например, Париж выделил средства на логистические центры, а в Лондоне возможность доставки посылок рассматривает одна из автобусных компаний.

ПосылкиВ США, где службы доставки преимущественно находятся в частных руках, будет намного сложнее внедрить некоторые идеи, ставшие популярными за океаном, говорит профессор Гудчайлд, изучающий вопрос доставок в пределах города с группой представителей властей Сиэтла и частных компаний.

Главный упор делается на сокращении числа бесполезных поездок, когда не удается застать адресата, и уменьшении времени, которое курьер проводит в здании.

"У всех разные условия. Поэтому я призываю, чтобы и решения были разными", - говорит она.

Этому помогает появление новых технологий.

В данный момент доставки - дело затратное, особенно когда такие гиганты индустрии, как Amazon, не возлагают бремя их оплаты на плечи покупателей.

Аналитики полагают, что в ближайшее время компании начнут отправлять роботов для доставки посылок в зданиях, привлекут дроны для доставки в удаленные места и соберут парк беспилотных электроавтомобилей, которые будут развозить посылки в ночное время.

Дрон-курьерПравообладатель иллюстрацииAFP/GETTYImage captionПока неясно, смогут ли новые технологии, вроде доставки посылок дронами, разрешить проблему загрузки дорог

Власти городов внимательно следят за тем, как развивается ситуация, говорит старший партнер в компании McKinsey Стефан Нупфер. Он занимался изучением подобных инициатив и участвовал в обмене опытом между городами, объединенными под названием С40.

"Для всех нас это как начало революции", - говорит он.

Помогут ли технологические достижения городам справиться с нынешними проблемами загруженности дорог и загрязненностью? Ответ пока неизвестен.

Но по мере закрытия уличных магазинов, не выдерживающих конкуренции со стороны интернет-торговли, покупатели будут реже выезжать за покупками, и сократится объем коммерческих доставок. Все это может положительно сказаться на загруженности дорог.

Правда, при этом онлайн-продавцы все чаще открывают традиционные магазины, а исследования показывают, что многим покупка с помощью клика не может пока заменить поход в магазин.

"В настоящее время наши дороги перегружены. Но когда начнется переход к автоматическим методам доставки, и все больше магазинов будет закрываться, ситуация станет очень интересной", - говорит преподаватель нью-йоркского университета Хофстра Жан-Поль Родриге.

Veteran UPS driver Thomas Image caption"Если парковаться негде, приходится парковаться вторым рядом", - сетует Томас Чу

Он полагает, что компании вроде Amazon перестанут субсидировать стоимость доставки и предложат покупателям варианты с разным ценовым диапазоном.

Но пока эффект растущего спроса очевиден.

Когда Томас Чу поворачивает за угол в Нью-Йорке, он проезжает строящийся небоскреб, в котором появятся сотни новых квартир.

Его прогноз? "Когда здание будет достроено, ему потребуется еще один грузовик", - говорит он.