Сравнение приоритетов трех последних посланий президента народу 10 января в казахстанских СМИ был опубликован текст послания президента Республики Казахстан народу страны. Второй год подряд глава государства не зачитывает его лично, а лишь озвучивает накануне публикации основные положения документа.

В законе «О президенте Республики Казахстан» в статье 19 «Иные полномочия президента Республики» сказано: «Президент республики обращается с ежегодным устным или письменным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики».

Существуют специальные правила подготовки посланий, они включены в общие правила подготовки различных актов президента. Согласно им, послание готовится так (цитата из документа):

  1. Ежегодно в октябре администрация президента Республики Казахстан совместно с правительством Республики Казахстан формирует основные подходы к содержанию проекта послания президента Республики Казахстан и вносит на рассмотрение президента Республики Казахстан.
  2. После согласования с президентом Республики Казахстан основные подходы проекта послания президента Республики Казахстан направляются в центральные государственные органы.
  3. Центральные государственные органы не позднее 1 ноября направляют предложения к проекту послания президента Республики Казахстан в уполномоченный орган по государственному планированию.
  4. Уполномоченный орган по государственному планированию до 10 ноября направляет обобщенные предложения к проекту послания президента Республики Казахстан в уполномоченный орган по бюджетному планированию для согласования на предмет финансовой обеспеченности.
  5. Уполномоченный орган по бюджетному планированию до 20 ноября направляет в уполномоченный орган по государственному планированию согласованные с центральными государственными органами на предмет финансовой обеспеченности предложения по корректировке ранее направленных обобщенных предложений к проекту послания президента Республики Казахстан.
  6. Уполномоченный орган по государственному планированию до 25 ноября направляет обобщенные предложения к проекту послания президента Республики Казахстан в правительство Республики Казахстан.
  7. После рассмотрения обобщенных предложений к проекту послания президента Республики Казахстан правительство Республики Казахстан до 1 декабря направляет проект послания президента Республики Казахстан в администрацию президента Республики Казахстан.
  8. Администрация президента рассматривает проект послания президента Республики Казахстан, при необходимости дорабатывает и вносит на рассмотрение президенту Республики Казахстан.

Таким образом, по сути, послание готовят министерство национальной экономики, министерство финансов и администрация президента.

Как же менялись приоритеты посланий за последние годы? Сравним три последних послания: от 10 января 2018 года, 31 января 2017 года и 30 ноября 2015 года. В 2016 году послания не было.

Задачи и приоритеты президентских посланий

2015 год 2017 год 2018 год
1 Стабилизация финансового сектора Ускоренная технологическая модернизация экономики Индустриализация должна стать флагманом внедрения новых технологий
2 Оптимизация бюджетной политики Кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды Следует значительно улучшить эффективность использования ресурсного потенциала
3 Приватизация и стимулирование экономической конкуренции Макроэкономическая стабильность «Умные технологии» — шанс для рывка в развитии агропромышленного комплекса
4 Основы новой инвестиционной политики Улучшение качества человеческого капитала. Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры
5 Новая социальная политика Институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией. Применение современных технологий в строительстве и ЖКХ
6 «Перезагрузка»финансового сектора
7 Человеческий капитал — основа модернизации
8 Эффективное государственное управление
9 Борьба с коррупцией и верховенство закона
10 «Умные города» для «умной нации»


В 2015 году послание состояло из следующих частей — «Вызовы новой глобальной реальности», «Антикризисные возможности Казахстана», «Наша главная антикризисная стратагема», «Пять направлений антикризисных и структурных преобразований». В последней части как раз и обозначены приоритеты — их всего 5. В отличие от двух последующих посланий, там велика вводная часть. Три приоритета — оптимизация бюджета, приватизация и новая инвестиционная политика позже потом не упоминались, потому что были в следующем году более-менее реализованы. Бюджет был урезан, приватизация идет, как и шла, инвестиции снова выросли, пусть и опять в сырьевой сектор. А вот стабилизация финансового сектора и новая социальная политика появлялись затем и в других посланиях. Послание 2015 года оглашалось президентом Нурсултаном Назарбаевым полностью в парламенте.

Послание 2017 года от предыдущих отличалось по двум ключевым пунктам: форма представления (президент делает краткий видеоанонс, а затем послание размещается в СМИ) и сугубо экономическое содержание. В послании 2017 года первый приоритет «Ускоренная технологическая модернизация экономики» — самый большой. Он включал в себя рад комплексных задач, среди которых следующие:

  • внедрение цифровых технологий
  • новый импульс развития для традиционных отраслей
  • горно-металлургический и нефтегазовый комплексы страны должны сохранить свое стратегическое значение для устойчивости экономического роста
  • аграрный сектор должен стать новым драйвером экономики
  • развитие новой евразийской логистической инфраструктуры является одним из важных приоритетов
  • процессы урбанизации обуславливают необходимость развития строительного сектора. Он должен стать полноценным драйвером отечественной экономики
  • Модернизация рынка труда

Послание 2018 года содержательно отличается от послания 2017 года рядом мелких деталей и одним крупным приоритетом — это внедрение практики «умных городов». Во всем остальном послания 2017 и 2018 почти идентичны. И самое интересное — там нет описаний вызовов, стоящих перед Казахстаном, и нет внутри‑ и внешнеполитических посылов к народу.

В целом, исходя из анализа этих трех посланий, можно отметить следующее:

  1. Послания стали сугубо экономическими документами — без особого политического содержания.
  2. Форма представления поменялась, полный текст теперь просто публикуется в СМИ.
  3. По всей видимости, роль министерства национальной экономики и министерства финансов в подготовке посланий стала больше.
  4. Если цели долгосрочные, то их в посланиях повторяют — видимо, до тех пор, пока поставленные задачи не будут выполнены.

 

Источник: ИА REGNUM