По своему реализму и оперативности ответ России на кризис был самым эффективных из всех развивающихся рынков в этом десятилетии.

Падение цен на энергоносители в 2014 году по-разному сказалось на состоянии экономики России и Бразилии: если сначала обе страны пережили сокращение объемов экономики и падения стоимости национальной валюты, то впоследствии кредитный рейтинг именно России, находящейся под санкциями и «завязшей в двух войнах» был повышен, тогда как Бразилия в нём опустилась, сообщает американское издание The Economist.

Издание подчеркивает, что такое развитие событий может показаться странным, однако объяснить его не так трудно: хотя подход Москвы к геополитике и носит «авантюристский» характер, в вопросах макроэкономики она глубоко консервативна. И во многих российским «авантюризмом» в геополитике и обоснован ееэкономический консерватизм.

«Вся экономическая политика России, начиная с президента, сфокусирована на поддержании инфляции на низком уровне, гарантировании стабильности бюджета и накопления резервов», — отметил сотрудник инвестиционного банка Renaissance Capital Олег Кузьмин.

Когда в 2014 году произошло падение цен на нефть, правительство России поняло, что пришло время затянуть пояса. Произошло падение рубля, были увеличены ставки по вкладам и сокращены социальные расходы. С 2013 по 2016 годы ВВП на одного человека упал на 40% в долларовом выражении. Как заметил Кузьмин, по своему реализму и оперативности ответ России на кризис был самым эффективных из всех развивающихся рынков в этом десятилетии.

В свою очередь, сотрудник инвестиционной компании BlueBay Asset Management Тимоти Эш указывает на то, что выбранная Кремлем «очень оборонительная» стратегия направлена на преодоление будущих санкций и создание защиты против Запада.

Бразилия же не смогла показать таких же результатов, столкнувшись с внутриполитическими преградами. Так, в стране существуют жесткие фискальные правила, обязывающие руководство страны заморозить федеральное финансирование в течение 20 лет.

Тем не менее соответствующие меры так приняты и не были. Попытка отсрочить повышение объема оплаты труда государственным служащим была заблокирована верховным судом. Жесткий законопроект о пенсионной реформе был сначала сильно смягчен в ходе переговоров с конгрессом, а затем и совсем был им не принят.

Бразилия столкнулась с налоговой «трагедией общин»: ее законодатели слишком многого требуют у государства, понимая, что если это будут делать не они, за них это сделают их соперники.

Россия с такой проблемой не сталкивается. Оборонительная позиция Москвы хороша для кредитного рейтинга, однако у нее есть один неприятный побочный эффект — она подавляет экономический рост. По мнению Эша из BlueBay Asset Management, более свободная фискальная и монетарная политика дали бы экономике пространство для развития.

 

Источник: ИА REGNUM