Когда на одного кормильца приходится четыре иждивенца, говорить об экономическом росте можно только с улыбкой.

В 2018 году наблюдается сокращение доходов местных бюджетов. Так, в январе бюджет составил 264,1 против 284,6 млрд тенге в аналогичном периоде 2017 года. Это на 7,2%, или 20,5 млрд тенге меньше, чем годом ранее.

Также наибольшее сокращение поступлений в местный бюджет — сразу на 27,6% за год — наблюдается в Астане

В бюджет столицы поступило лишь 17,8 против 24,5 млрд тг годом ранее.

При этом на фоне сокращения бюджета в целом по Казахстану в плюсе оказались 6 регионов. Наибольший рост зафиксирован в Мангистауской (+17,2% год-к-году), Алматинской (+16,1%) и Кызылординской (+12,5%) областях.

Конструкция государства

Экономист Асет Наурызбаев называет причиной сложившейся ситуации централизацию бюджета.

— Бюджеты в стране формируются в широком смысле некорректно. Не снизу вверх, а сверху вниз. Все это результат сложившейся договоренности внутри финансово-экономического блока. К тому же, инструментарий для мотивации регионов у нас очень слабый

Это конструкция унитарного государства. Если бы государство было федеральным и больше полномочий получала местная власть, акимы бы боролись за бюджеты. А так у нас общее представление о госбюджете как о едином целом. И на распределение его влияет лоббирование теми или иными чиновниками, — говорит он.

Выигрывают сильнейшие

То есть побеждает тот чиновник, у которого хватка сильнее.

— Учитывая, что страна наша имеет крайне низкую инвестиционную привлекательность, инвестиции на развитие регионов идут государственные. И бюджет распределяется таким образом, чтобы ослабить, или наоборот, усилить тех или иных акимов на местах, — считает Наурызбаев.

Между тем экономист Магбат Спанов связывает сокращение бюджетов в большинстве регионов с ухудшением макроэкономической ситуации во всем Казахстане.

Неверная экономическая модель

— К сожалению, административные методы управления в экономике, которые предпочитает наша власть, оказываются неэффективными. Они, конечно, работали до определенного предела, но себя исчерпали.

Новаций в экономике нет, есть лишь старые лекала, которые были в экономике еще в 90-е — начале 2000-х

А чиновники, вместо того чтобы давать четкий анализ и пути решения сложившейся ситуации в экономике, занимаются популизмом. Только когда президент в очередной раз дает им пинка, они начинают шевелиться. Программ нормальных у нас тоже нет — рост ВВП идет в среднем 2-2,5% за несколько лет? Чтобы выполнить эту программу, нам нужен рост экономики не менее 5-7% в год.

Правительство надеется на нефть и поэтому особо ничего не дает, — говорит Спанов.

Успех не случаен

Экономист объясняет наращивание бюджета некоторыми областями рядом локальных факторов.

  • Мангистауская область — за счет повышения цен на нефт.
  • Карагандинская тоже, плюс там большие инвестиции вложены в стекольный завод, который еще не достроили, а людей уже посадили
  • В Алматинской области аким реально «вырос» и активно реализует проекты
  • Активно идет развитие Хоргоса
  • Акмолинская область выигрывает за счет близости к Астане и строительства дороги Астана-Караганда.

Но это все внешние причины, а внутренних нет.

Как может страна динамично развиваться, если из 16 регионов в 10 бюджет уменьшился?

Шесть оставшихся регионов не могут прокормить всю страну! В советское время соотношение регионов-доноров и регионов-реципиентов было 1:1, сегодня четыре региона с ложкой, а один с плошкой, — говорит Спанов.

Что касается сокращения бюджетов Астаны и Алматы, в Астане это связано с проведением EXPO, а в Алматы — с сокращением доли МСБ, — резюмирует эксперт.

 

Источник: 365info.kz