Рост внешнего грузооборота Китая на «Хоргосе» приличный, но китайские эксперты пока настроены скептически, считает эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента РК Руслан Изимов.
«Часть китайских экспертов достаточно скептически оценивают перспективы приграничного центра «Хоргос». Так, во время круглого стола «Сотрудничество Казахстана и Китая в рамках инициативы «Пояс и путь»: видение на следующие 10 лет» в Шанхае, которое было организовано ИМЭП и Шанхайским университетом иностранных языков (ШУИЯ) китайские специалисты отметили, что необходимо постепенно менять модель сотрудничества в МЦПС и сухом порту «Хоргос». По их мнению, заложенные десятилетие назад принципы торговли уже не соответствуют нынешним реалиям», — прокомментировал Р. Изимов для КазТАГ сообщение о том, что более чем на 23% вырос внешний грузооборот Китая на контрольно-пропускном пункте (КПП) «Хоргос» в 2018 году.
Говоря о грузопотоке через автомобильный и железнодорожный КПП Алтынколь-Хоргос, продолжил эксперт, нужно отметить, что это один из самых крупных пограничных пунктов на центральноазиатско-китайской границе (второй после КПП Достык-Алашанькоу).
«Грузы, проходящие через Хоргос, идут транзитом в третьи страны, тем самым этот пункт уже является полноценным международным транспортным хабом. Созданная там инфраструктура в виде сухого порта «Хоргос – Восточные ворота» позволяет принимать, обрабатывать, хранить и переправлять в разные части евразийского континента большое количество грузов», — пояснил Р. Изимов.
Судя по оценкам китайских экспертов, подчеркнул он, нынешние объемы (торговли – КазТАГ), конечно, не устраивают китайскую сторону.
«Ясно, что Китаю хотелось бы увеличить объемы торговли и грузопотока. Но на этом пути все еще существуют определенные объективные и отчасти субъективные проволочки», — отметил эксперт.
На вопрос, о каких объективных и отчасти субъективных проволочках идет речь, он ответил, «что основной причиной ограниченного грузопотока через Хоргос и в целом через другие КПП на казахстанско-китайской границе является низкая обратная заполняемость составов, следующих из Европы и других стран в Китай.
«Иными словами, китайские поставщики могли бы отправлять еще больше составов, а наши КПП могли обработать эти грузы и переправить дальше. Но стоит вопрос о рентабельности. Если составы обратно будут идти пустыми, то преимущество данного континентального маршрута в виде быстроты доставки ударяется об высокую цену на перевозку. Хотя, как отмечают в КТЖ, этот вопрос в настоящее время решается. Так, по последним данным, идут переговоры с европейскими партнерами, в первую очередь, из Финляндии, по переориентированию части грузов на континентальные перевозки. По последним данным, обратная заполняемость составов уже достигла около 60%», — констатирует Р. Изимов.
На вопрос, соответствует ли масштабы инвестиций в Хоргос с китайской стороны масштабам получаемой прибыли, он ответил, что «в данном случае нужно исходить из того, что «Хоргос» и другие сухопутные транспортные коридоры представляют стратегическую значимость для Китая».
«Так, инициирование и финансирование многомиллиардных проектов в рамках инициативы «Пояс и путь» — это отчасти попытка Китая создать запасные и более безопасные маршруты грузообмена с ЕС, странами Ближнего Востока, Россией, кавказскими республиками. В данном контексте вливаемые в «Хоргос» инвестиции оправданы», — уверен эксперт.
Если посмотреть в динамике, отметил он, то железнодорожный КПП Алтынколь — Хоргос всего за несколько лет стал одним из крупных транспортно-транзитных хабов.
«В целом, динамика грузопотока на казахстанско-китайских переходах положительная. Через погранпереход Достык — Алашанькоу с января по апрель 2018 года только из Казахстана в Китай перевезено на 40% больше грузов, чем за аналогичный период прошлого года, а через погранпереход Алтынколь — Хоргос — в 3 раза больше», — аргументирует Р. Изимов.
Другое дело, продолжил эксперт, что в самом Хоргосе все еще существуют определенные проблемы.
«В частности, судя по сообщениям СМИ, определенные коррупционные схемы имеют место быть, созданные зеленые коридоры для туристов не работают должным образом, в результате чего образуются огромные очереди при переходе границы. Все это, естественно, несет определенные репутационные риски и отрицательно сказывается на привлечении новых партнеров и поставщиков», — резюмирует Р. Изимов.
Напомним, 15 января КазТАГ со ссылкой на Silkroadnews сообщил, что в 2018 году внешний грузооборот на КПП «Хоргос» на китайско-казахстанской границе вырос более чем на 23% — до 35,74 млн тонн, внешнеторговый оборот увеличился на 22,2% и достиг 135,2 млрд юаней.
Источник zonakz.net