Среди премиум-брендов лидирует Lexus
Как и ожидалось, 2018-й стал очередным успешным годом для автомобильного ретейла в Казахстане. Авторынок продолжил восстанавливаться. Сколько новых автомобилей было реализовано через официальные каналы в нашей стране и что это были за автомобили – читайте в нашем обзоре.
Итак, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), за 2018 год на рынке РК официально продано 57 533 единицы легковых автомобилей и легкой коммерческой техники, что на 25,5% превосходит результат 2017 года. Из них почти половину (49%) составили авто отечественной сборки (ее львиная доля – это крупноузловая или, как ее еще называют, «отверточная» сборка), тогда как в 2017-м на машины с клеймом «made in Kazakhstan» приходилось 36% рынка. Как видим, рост налицо, и здесь немалый вклад продолжающейся государственной программы льготного кредитования авто казахстанской сборки.
«Доля локально произведенных автомобилей продолжит увеличиваться и в 2019 году, – делится прогнозом вице-президент АКАБ Анар Макашева. – В ближайшем будущем на льготное автокредитование будет выделено еще 10 млрд тенге, что положительно скажется на рынке».
Десятку самых популярных в Казахстане брендов возглавила российская Lada – 13 413 автомобилей (+53,6% по сравнению с 2017 годом). На втором месте – бестселлер прошлых двух лет Toyota с результатом в 12 278 авто (+32,5%). При этом любимый казахстанцами японский бренд продолжает лидировать по прибыльности, что и не удивительно, учитывая средний чек на автомобили Toyota. На третьей позиции Hyundai, реализовавший 8 715 авто (+140,5%). С таким мощным приростом корейская марка имеет шансы потеснить лидеров в ближайшие годы.
Следом идет родственный Kia, продавший 2 862 автомобиля (+24,4%). На пятом месте Nissan – 2 422 единицы (+43,9%). У Renault шестое место – 2 002 единицы (-18,6%). Полугодовое отсутствие Ravon на рынке вылилось в падение на седьмое место – 1 727 единиц (-62,6%). Volkswagen на восьмой строчке с результатом 1 539 единиц (+5%). Топ-10 замыкают UAZ – 1 501 единица (-21%) и премиальный Lexus, о котором мы расскажем подробнее ниже.
Самый внушительный прирост по итогам года у Skoda: +152,2% (835 авто против 331 в 2017 году и 13-е место в общем зачете марок). А самый большой провал – у корейского SsangYong: -94,3% (16 машин вместо 285 в 2017 году и 31-е место).
Среди премиум-брендов лидирует Lexus, реализовавший 1 403 автомобиля (+20,5%). Следом идут BMW с 473 единицами (-6,8%) и Land Rover с 256 единицами (показавший хороший прирост в 80,2%). Далее Mercedes – 210 единиц (-22,7%), Infiniti – 143 (+43%), Audi – 131 (потерявшая больше всех в «премиуме»: -31,7%), Porsche – 80 (напротив, с наибольшим приростом в 100%), Volvo – 42 (это был первый год продаж шведской марки в РК после многолетнего отсутствия), Cadillac – 39 (этот американский бренд ранее также не был представлен на нашем рынке официально) и Jaguar – 29 (+11,5%). Ультралюксовая британская марка Rolls-Royce, к сожалению, покинула казахстанский рынок, продав напоследок всего 1 автомобиль (как и в 2017 году).
В зачете моделей на вершине третий год подряд обожаемая в народе Toyota Camry, которых купили 4 761 штуку (+42%). На второй строчке Lada 4x4 (классическая «Нива») – 3 468 единиц (+14%), тройку замыкает Lada Granta – 3 428 единиц (+93%). За ними следуют еще одна Lada, Vesta – 2 955 единиц (прирост целых 210%), Hyundai Tucson – 2 692 единицы (с еще большим приростом в 219%), Hyundai Accent – 2 083 единицы (+196%), Lada Largus – 2 020 единиц (+22%). Десятку замыкают Hyundai Elantra – 1 986 единиц (+126%), Toyota Land Cruiser Prado – 1 905 единиц (+56%) и Hyundai Creta с результатом 1 672 единицы (+75%).
Что сулит нашему авторынку 2019 год?
«При сохранении текущих экономических показателей и роста ВПП рынок и дальше будет восстанавливаться, – прогнозирует Анар Макашева. – Валютные колебания и ужесточение санкций в отношении нашего северного соседа (России – прим. авт.) могут скорректировать прогнозы. Тем не менее АКАБ ожидает рост продаж в пределах 70 тысяч единиц новых легковых и коммерческих автомобилей».
В мире
Для полноты картины приведем и мировые итоги продаж за 2018 год нескольких уважаемых автопроизводителей с приставками «премиум» и «лакшери».
Mercedes
Ушедший год стал восьмым подряд успешным для немецкой марки: глобальные продажи легковых моделей достигли 2,31 млн единиц (+0,9% к результату 2017 года).
Самым большим рынком для «трехлучевой звезды» стал Китай (943 тысячи авто), опередивший Европу. А лучший рост продемонстрировали модели SUV (кроссоверы и внедорожники всех классов, самым популярным среди которых стал GLC): +36%.
В индивидуальном зачете моделей лидерство удерживает С-класс, но динамика продаж по сравнению с 2017 годом у него отрицательная (-4%). В то время как старшие Е- и S-классы показали рост.
Audi
Кто бы мог подумать, но по итогам 2018 года Audi ушла в минус! Мировые продажи бренда составили 1,81 млн единиц, что на 4% хуже показателя 2017 года.
Крупнейшим рынком для «четырех колец» остается Европа (744 тысячи авто), где продажи просели сразу на 14%. На втором месте Китай (663 тысячи), ожидаемо продемонстрировавший рост (+11% и звание самого популярного премиум-бренда в КНР), а затем с большим отставанием идут США (223 тысячи и -1% к 2017 году).
Volvo
Зато 2018-й стал успешным для Volvo: ее глобальные продажи достигли 642 300 единиц, что на 12% превышает итог 2017 года и является лучшим результатом в истории шведской марки.
В разрезе моделей положительную динамику показали кроссоверы XC90 (+8%), XC60 (+2%) и новый XC40, универсалы V90 (+6%) и V60 нового поколения (+4%), а также бизнес-седан S90 (+23%). А вот старые универсал V40 (-19%) и седан S60 (-25%) закономерно сдали позиции в ожидании замены.
Porsche
Хорошим выдался минувший год и для марки Porsche: 265 255 реализованных автомобилей (+4% к показателю 2017 года). Лидерами продаж, естественно, являются кроссоверы Macan (86 031 единица) и Cayenne (71 458 единиц). Несмотря на смену поколений, отлично продаются Panamera (38 443 единицы, +38%) и семейство 911 (35 573 единицы). А самым динамичным рынком стал Китай (+12%).
Lamborghini
Рекорд отмечает и итальянская Lamborghini: продано 5 750 экземпляров, что аж на 51% больше, чем в 2017 году. Конечно, в этом заслуга первого в истории элитной марки кроссовера Urus, которых за неполный год реализовали 1 761 единицу. Однако рост продемонстрировали и традиционные суперкары: Huracan (+5%, 2 780 единиц) и флагманский Aventador (+3%, 1 209 единиц).
Рынком номер один для Lamborghini остаются США (1 595 автомобилей), на втором месте Великобритания (636 авто), на третьем – Япония (559 авто).
McLaren
Британский производитель суперкаров McLaren также зафиксировал рекорд продаж: в 2018 году реализовано 4 806 автомобилей, что на 43,9% превосходит результат 2017 года. Самый большой прирост обеспечил китайский рынок (+122%).
Rolls-Royce
И, наконец, Rolls-Royce, бесславно покинувший Казахстан, продал в прошлом году наибольшее количество автомобилей за всю свою 115-летнюю историю: 4 107 единиц (в 2017 году – 3 362 единицы). Крупнейшим рынком для марки по-прежнему является Америка. А еще увереннее смотреть в будущее позволяет выход первого внедорожника Rolls-Royce – Cullinan.
На вкус и цвет…
А напоследок любопытная статистика от подразделения BASF Coatings, ежегодно составляющего рейтинг популярности цветов автомобилей. В 2018 году лидерство сохранил белый колер, 41% реализованных машин – белые, а наибольшая доля белых авто приходится на Китай (59%). На втором месте черный цвет, а на третьем – серый. Далее следует серебристый, а за ним – все 140 оттенков синего и голубого цветов.
Источник kapital.kz