СМИ всего мира внимательно следят за нарастающим напряжением в торговых отношениях между странами и исправно информируют своих читателей
Глобальный институт McKinsey проанализировал цепочки создания стоимости в 23 индустриях в 43 странах, чтобы понять, как торговля и производство эволюционировали за последние 20 лет. Что изменилось?
Статистика показывает, что объем трансграничных услуг растет более чем на 60% быстрее, чем объем товарного торгового оборота. Более того, торговля услугами генерирует гораздо большую экономическую ценность, чем традиционная торговля товарами. Это с учетом тех факторов, которые обычно не берутся в расчет национальными статистическими органами: та ценность, которую дополнительные услуги добавляют к экспортируемым товарам, нематериальные активы, отправляемые компаниями своим зарубежным филиалам, и цифровые услуги, предоставляемые глобальным пользователям бесплатно.
Менее 20% торговли товарами обусловлено стоимостью рабочей силы, и во многих цепочках создания стоимости эта доля снижалась в течение последнего десятилетия. Еще одно связанное с этим изменение заключается в том, что глобальные цепочки производства и сбыта становятся все более наукоемкими и зависят от высококвалифицированного труда.
Цепи создания стоимости многих товаров, особенно таких, как автомобили, компьютеры и электроника, стали больше концентрироваться на региональном уровне, особенно в Азии и Европе. Компании все чаще налаживают производство в непосредственной близости от спроса.
Учитывая эти изменения в характере международного торгового взаимодействия, компании всего мира столкнутся с необходимостью пересмотра своих стратегий развития в глобальном масштабе.
Указанные тренды могут благоприятствовать и странам с развитой экономикой, учитывая их сильные стороны в области инноваций и предоставления услуг, а также высококвалифицированную рабочую силу. В выигрыше будут и развивающиеся страны, имеющие географическую близость к крупным потребительским рынкам, поскольку производство приближается к потребителям. Хороши и перспективы тех, кто силен в торговле услугами.
Но проблемы становятся все острее для государств, которые пропустили последнюю волну глобализации. Поскольку автоматизация снижает важность затрат на рабочую силу, для стран с низкими доходами остается все меньше возможностей использовать преимущество дешевой рабочей силы в качестве стратегии развития.
Источник forbes.kz