Нефть является энергетическим источником современных экономик и государств, но что произойдет, если этот жизненно важный источник энергии когда-либо будет исчерпан?
Излишне говорить, что это будет весьма серьезное событие. Но реалистична ли реализация подобного сценария в обозримом будущем? Давайте разберемся!
Что произойдет, если у нас закончатся нефть и бензин?
Если это когда-нибудь произойдет, а наша нынешняя логистическая инфраструктура вовремя не перестроится в соответствии с процессами, предшествующими данному событию, это потенциально будет очень серьезной проблемой. Человечество и вся глобальная цивилизация всецело зависят от больших и доступных запасов нефти.
Между 1965 и 2005 годами мировой спрос на сырую нефть увеличился примерно в 2,5 раза. Сейчас мы используем в 2 раза больше угля и в 3 раза больше природного газа, чем 30-40 лет назад.
В настоящее время нефть составляет около 33% мировых энергетических потребностей. Уголь обеспечивает их примерно на 30%, а природный газ – на 24%. Вместе это составляет около 87% глобальных энергетических потребностей.
Как вы можете видеть, если бы поставки данных объемов углеводородов были существенно нарушены, это стало бы, мягко говоря, большим шоком для всей мировой системы.
Продукты переработки сырой нефти, такие как бензин и дизельное топливо, используются практически во всех видах транспорта по всему миру. Нефть и другие ископаемые виды топлива также имеют жизненно важное значение для производства электроэнергии.
Мы буквально зависим от углеводородов почти во всех сферах жизнедеятельности. Продукты питания, материалы, одежда, компьютеры, мобильные телефоны, фармацевтические препараты и т. д. Все это прямо или косвенно требуют использования сырой нефти и другого ископаемого топлива для производства или транспортировки.
Другие сырьевые ресурсы, такие как природный газ, также важны для производства некоторых удобрений, от чего, в свою очередь, зависит мировое продовольственное обеспечение.
Касаясь сельского хозяйства, нельзя забывать, что большая часть сельхоз оборудования и техники работает на производных нефтяного топлива. Самолеты, поезда и автомобили, использующие данные виды топлива, также необходимы для перемещения продуктов питания по всему миру.
Таким образом, потеря этих ресурсов окажет глубокое и разрушительное влияние на всю современную цивилизацию с самыми неблагоприятными последствия для нее.
Как скоро в мире закончится нефть?
Нас постоянно «атакуют» сенсационные заголовки, согласно которым мировые запасы нефти будут исчерпаны в ближайшие 10, 20 или 30 лет, но так ли это на самом деле?
Строго говоря, на самом деле маловероятно, что мы когда-нибудь «исчерпаем» всю нефть. Но не потому, что существует бесконечный запас «черного золота», залегающий под землей по всему миру.
Нефть и все другие ископаемые виды топлива по своей природе являются исчерпаемыми природными ресурсами. Однако по мере истощения более доступных запасов нефти другие, более сложные в извлечении и переработке, месторождения становятся экономически жизнеспособными.
Слишком глубокие залежи и другие более сложные с технической точки зрения месторождения требуют больших затрат для извлечения сырья, что повышает его себестоимость. Но пока существует растущий спрос на нефть, выпадение легкодоступных запасов замещается более дорогостоящими. Отчасти это является причиной усредненного роста нефтяных цен на долгосрочном горизонте.
Согласно «Статистическому обзору мировой энергетики» нефтегиганта British Petroleum, у нас должно хватить всех этих запасов примерно до 2070 года.
Но следует отметить, что довольно трудно произвести точный расчет объемов запасов нефти, т. к. их проверка затруднительна, поэтому подобные оценки не совсем правдивы.
Также важно понимать, что на самом деле подразумевается под нефтяными запасами. Геологическая служба США определяет это понятие следующим образом: «количество сырой нефти в открытых месторождениях, которое может быть юридически, технически и экономически извлеченным».
В этом смысле запасы нефти полностью зависят от открытия новых месторождений, а также от наличия необходимой инфраструктуры и технологий для ее эксплуатации. Также данный процесс должен быть законным и иметь экономический смысл.
Это отчасти объясняет, почему несмотря на то, что темпы добычи нефти, как правило, со временем увеличиваются, запасы нефти также демонстрируют рост.
Однако, как говорится в отчете BP, который все же нужно воспринимать с некоторой долей скептицизма, по состоянию на 2018 год у нас осталось около 50 лет эксплуатации месторождений нефти при текущих уровнях потребления и производства.
Обманчивость сырьевого изобилия
Хотя на самом деле маловероятно, что запасы сырой нефти когда-либо будут полностью истощены, это не означает, что качество того, что остается под землей, пригодно для использования.
Большинство месторождений по всему миру содержит нефть более низкого качества, называемую «тяжелой» или «высокосернистой».
Это означает, что данное сырье не обязательно находится в жидкой форме, а имеет консистенцию, приближающуюся к битуму. Кроме того, такая нефть содержит большое количество загрязнений, таких как сера.
Сера может оказывать сильное коррозийное воздействие на сталь, и это плохая новость для нефтеперерабатывающих заводов. Данная «тяжелая» нефть требует сложной и энергоемкой обработки для удаления серы, что увеличивает общую себестоимость производства.
В сущности, человечество уже израсходовало много «хорошей» нефти на протяжении «золотого» периода нефтяной промышленности.
Другие «новые» потенциальные нефтяные источники, такие как нефтяной сланец (не путать со сланцевой нефтью), также ненамного лучше. Несмотря на само название, термин «нефтяной сланец» несколько вводит в заблуждение.
Строго говоря, данная субстанция нефтью не является в истинном смысле этого слова. Она содержит вещество, называемое «кероген», которое обычно находится в твердом состоянии, и перед дальнейшей обработкой его необходимо нагреть до 500 градусов Цельсия. В результате вещество становится жидким, якобы напоминая традиционную нефть.
Поэтому, хотя и утверждается, что в Америке есть «триллионы баррелей» нефти, на самом деле подобные заявления по большому счету предназначены для избирателей и инвесторов. Фактическая энергетическая отдача на вложенные средства (EROEI) настолько мала, что до настоящего времени не было серьезной коммерческой эксплуатации нефтяных сланцев, и, вероятно, никогда не будет.
Как мы можем остановить истощение запасов нефти и нефтепродуктов?
Если отвечать на это вопрос совсем коротко, – сократить нашу зависимость от данного сырья. Хотя это может показаться немного легкомысленным, но, скорее всего, это должно стать делом каждого из нас, а не результатом запланированного замедления потребления нефти в глобальном масштабе.
Люди будут готовы платить более высокую цену за источник энергии, например, за баррель нефти, при условии, что он действительно делает какую-то полезную работу. И, что более важно, эта работа должна быть более рентабельной, чем использование альтернативного источника энергии.
Рост нефтяных цен, вероятно, будет ограничен, поскольку относительная стоимость заменителей нефти со временем станет более экономически жизнеспособной. Хотя, как было отмечено выше, запасы нефти вряд ли когда-либо будут полностью опустошены, тем не менее, более глубокие методы добычи и разведка новых запасов со временем станут намного дороже.
На фоне все большей себестоимости производства и обусловленного этим роста цен на нефть потребители начнут искать альтернативы. Или, если надежной или реалистичной альтернативы найти не удастся, будут разработаны и внедрены методы более эффективного использования существующих ископаемых ресурсов.
Хорошая аналогия приведена в статье старейшего канадского новостного журнала Maclean's:
«Представьте себе нашу экономику в виде компьютера, выполняющего вычисления. Представьте экономическую отдачу в виде количества вычислений, которые он завершает. Теперь представьте, что компьютер работает за счет конечного ресурса, и при текущих темпах потребления вы исчерпаете его через 30 лет. Звучит ужасно, но это не так.
Если технология не улучшится, ваш выбор будет прост: уменьшите объем работы компьютера, чтобы с течением времени сгладить потребление ресурсы, или использовать их в прежнем темпе, а затем «умереть от голода»... Теперь представьте, что компьютерные технологии совершенствуются так, что их вычислительная эффективность увеличивается с каждым годом».
Улучшение с течением времени способов извлечения энергии из истощающихся ресурсов – вполне осуществимая задача. Возможно даже продление сроков использования нефти почти до бесконечности, если мы сумеем разработать способы более эффективного потребления сырья.
И эта задача всего лишь предшествует тому моменту, когда мы начнем говорить о повышении капиталоотдачи и производительности труда. Например, даже небольшое увеличение производительности труда или капитала может привести к значительному росту производства на единицу затраченной энергии.
Или, другими словами, очень вероятно, что мы будем постепенно уменьшать количество энергии, затраченной на единицу произведенной продукции по мере того, как запасы нефти «иссякают». По крайней мере, в теории это выглядит именно так.
Будущая ситуация с нефтью и другим ископаемым топливом все еще остается очень неопределенной, но ясно одно – нам необходимо уже сейчас начать более эффективно использовать эти ресурсы, чтобы продлить их «жизнеспособность» в качестве источника топлива после 2070 года.
Вместе с этим мы должны постепенно переходить на другие источники энергии, такие как ядерная или возобновляема энергетика. Одновременно нам необходимо повышать эффективность использования капиталовложений и увеличивать производительность труда. Текущие, более низкие уровни данных показателей компенсируются доступностью сырья, но это преимущество будет постепенно иссякать вместе с увеличением стоимости невозобновляемых источников энергии.
По материалам interestingengineering.com
Источник https://bcs-express.ru