Пора возвращать!
В последнее время тема возвращения выведенных капиталов стала все чаще попадать на страницы отечественных СМИ и еще больше об этом говорится в соцсетях. Однако дальше разговоров дело не продвигается. Есть мнение, что этому причина – непонимание гражданами того, что речь идет об их деньгах, а не об каких-то абстрактных бюджетных средствах или активах каких-то государственных предприятий. На этом фоне является логичным появления призыва от имени зарубежной оппозиции к созданию инициативной группы по возвращению этих капиталов. Некоторые пояснения по этому поводу нам дал ее представитель Серик Медетбеков.
Вообще, «Загранбюро казахстанской оппозиции» уже долгие годы занимается поиском активов, выведенных «нашими» чиновниками, олигархами и «членами семьи», и большинство фактов этого, появившихся в зарубежной и отечественной пресс- это результат их работы. В последнее время в интервью и публикациях от представителей «Загранбюро», в том числе, Акежана Кажегельдина, стали звучать призывы проявить гражданскую инициативу по данному направлению – так как сами казахстанцы должны быть заинтересованы в этом. Ведь речь идет о, как минимум, 200 миллиардах долларах (для сравнения, в Национальной фонде на сегодняшний день накоплено около 57 миллиардов), которые могут оздоровить и саму экономику, и семейный бюджет каждого казахстанца.
Поэтому появление нового обращения с конкретными цифрами и с расписыванием действий, было вполне ожидаемо. В документе, опубликованном на сайте «Загранбюро», некоторых других ресурсах и в соцсетях, отмечается, что только официально (по данным сената) из страны было выведено 634,5 триллионов тенге, а по другим данным – как минимум, 813 триллионов, в то время, как суммарный долг граждан перед банками составляет 4,3 трлн. тенге. В документе приводятся другие цифры и конкретные фамилии олигархов и «членов семьи», замешанные в выводе капиталов.
Интересным для наших сограждан может показаться следующее сравнение: «Средняя заработная плата в Эстонии, не имеющей в своих недрах нефти, газа или металлов, составляет 1556 евро, что равно 706 тысячам тенге. Народ Казахстана оценивает такую ситуацию как оскорбление его национального достоинства собственным правительством! Когда мы добьёмся возврата похищенных капиталов, мы зачислим на казначейский счет каждому казахстанцу по 100 000 долларов. Для семьи из десяти человек это будет миллион долларов, или 407 миллионов тенге».
И далее небольшие расчеты: «Вдумайтесь в эти цифры и донесите их до сограждан! Они звучат фантастически, но это значит только то, что наш народ подвергался в последние десятилетия фантастическому ограблению. Арифметика простая: возьмем хотя бы последние 20 лет высоких цен на нефть, уголь, уран, цветные и редкие металлы. 20 лет = 240 месяцев. 100 тыс. $ разделить на 240 месяцев = 416 $. Столько каждый месяц должны были получать граждане Казахстана. Но эти деньги присваивались и выводились за рубеж такими как Рахат Алиев, Дарига Назарбаева, Тимур Кулибаев, Булат Утемуратов и несколько сот других чиновников-коррупционеров».
В связи с этим, авторы письма предлагают поддержать идею об «учреждении общенациональной инициативы за возврат похищенных у народа миллиардов», целью которой будет требование от политического руководства страны «ясного ответа, каким образом оно намерено вернуть Казахстану похищенные миллиарды – через арест этих средств в странах нахождение по запросам казахской юстиции или через принятие с участием гражданского общества Закона о возвращении капиталов из-за границы и амнистии». Предлагается организовать несколько групп граждан, как внутри страны, так и за ее пределами, которые будут заниматься своими функциями.
За некоторыми пояснениями этой инициативы мы обратились к одному из ее авторов, руководителю «Загранбюро казахстанской оппозиции» Серику Медетбекову. И первым нашим вопросом стала просьба пояснить неоднозначный, на первый взгляд, пункт о «100 тысячах долларов каждому» и списании кредитов, о чем ранее говорил господин Кажегельдин. И вот, что он нам ответил:
Мы говорим о том, чтобы была учреждена Общенациональная инициатива по возврату капиталов. На самом деле, это вопрос сложный и многогранный. И списание кредитов – это лишь одна из этих граней, но коли вы начали с этого, то скажу так. На списание кредитов никоим образом нельзя смотреть, как на индивидуальную вещь и нельзя делать на этом упор. Мы говорим, в первую очередь, об оживлении экономики. Очень простая формула – чем больше в Казахстане имеется должников, тем больше стагнирует экономика страны.
Фактически, огромная часть денежной массы заморожена в виде «плохих кредитов» или даже хороших, которые невозможно покрыть, и конечно – потенциально невозвратных кредитов. Проще говоря, для экономики деньги – это кровь. Исходя из этого, наша инициатива о списании кредитов это никой не популизм (вы знаете, кто и для чего такие популистские лозунги продвигает), это простой экономический шаг, который очень необходим стране и ее гражданам. То есть, мы говорим, давайте перезапустим экономику.
Хорошо, а как быть с круглой и довольно крутой для подавляющего большинства казахстанцев сумме в 100 000 долларов?
– Цифра 100 тысяч, возможно, и круглая, но она взята не с потолка и, опять-таки, не ради популизма и привлечение электората. Она появилась в результате серьезной работы, анализа экономической ситуации, анализа суммы вывезенных средств и возможности их возвращения в Казахстан. Мы четко увязываем пункт, этот шаг с тем, что в страну должны вернуться эти деньги. Ведь понятно, что, если мы не сможем вернуть в страну большую часть выведенных капиталов, то, естественно, казахстанцы не получат эти 100 тысяч. Кстати, еще раз хочу подчеркнуть, что для того, чтобы вывести эту «крутую сумму», мы привлекали серьезных экономистов, в том числе известных экономистов-международников.
Вообще, здесь надо немного уточнить понятия. Эти деньги не будут раздаваться. Раздача пирога или обещание раздачи – это, действительно, самый настоящий популизм, о котором вы говорите. Эти средства будут распределяться законодательным, подчеркну, образом, распределяются справедливо. Вообще, хотелось бы сказать, что многие термины, которыми пользуются политики, часто вводят в заблуждение.
Нужно, в первую очередь, понимать саму систему распределения этих средств, понимать, откуда они появились и почему этот процесс происходит. Тогда не будет никаких разговоров о «халяве», «иждивенцах» и тому подобное. Для этого нужно принять несколько законодательных актов, в том числе, четко прописать, каким образом будут распределяться возвращенные активы и остатки тех активов, которыми сейчас владеет Республика Казахстан и с которых идут поступления.
Вы имеете в виду пресловутые «нефтедоллары» и контракты с зарубежными и транснациональными компаниями?
– Да, и их в том числе. Поэтому мы и говорим, что не будем национализировать компании по добыче полезных ископаемых, а говорим о необходимости пересмотра этих контрактов и договоров – чтобы они были справедливыми. Чтобы те консорциумы, те организации и бизнесы, занимающиеся добычей наших полезных ископаемых, платили справедливую ренту и отчисления и выполняли абсолютно весь взятый на себя социальный пакет, обычно идущий в таких договорах.
Источник stanradar.com