Многие экономисты утверждают, что мировые цены на нефть уже не вернутся к значениям нулевых годов. В то время сверхдоходы от экспорта углеводородов позволяли многим сырьевым экономикам эффективно решать внутренние задачи. Однако сегодня мировые акценты и тренды смещены в технологически сложные отрасли. Это осознают и представители постсоветских сырьевых экономик. В частности, в Казахстане необходимость диверсификации экономики уже давно стала притчей во языцех.

Несмотря на многочисленные профильные программы индустриализации и развития несырьевых отраслей, цены на нефть всё ещё являются одним из определяющих факторов экономического развития страны. При этом, как другие крупные экспортно-сырьевые экономики, так и Казахстан, конечно, не могут в ощутимой степени влиять на процессы ценообразования на мировых рынках.

Те же договоренности системы ОПЕК+ позволили отыграть небольшой ценовой коридор весной-летом этого года. В гораздо большей мере на нефтяные котировки влияют естественные рыночные законы. Кроме того, в процессы ценообразования вмешиваются принципиально новые факторы, в частности нынешняя пандемия и последовавший за ней экономический кризис.

Для Республики Казахстан всё это значительно усложняет и без того нелегкую задачу диверсификации национальной экономики. Однако если противостоять внешним рисковым факторам объективно тяжело, то внутренние проблемы в Нур-Султане обязаны решать. С другой стороны, эффективность государственных мер диверсификации иногда тоже ставится под сомнение.

К примеру, по данным FinReview.info за две пятилетки индустриализации доля обрабатывающего сектора в структуре ВВП Казахстана изменилась не столь значительно. Если в 2010 году этот показатель составлял 11,3%, то к концу 2019 г. его значение фиксировалось на уровне 11,4%. В свою очередь вклад обрабатывающего секторы в промышленности за обозначенный период всё же вырос с 31,8% до 41,6%. Кроме того, уже по итогам семи месяцев нынешнего года объём выпущенной продукции обрабатывающего сектора достиг 6,9 трлн тенге, что в 3,5 раза больше аналогичного показателя 2010 года. В условиях пандемии и мирового кризиса подобные цифры уже являются значимыми.

Таким образом, в последние годы обрабатывающая промышленность республики всё же демонстрирует рост. Программы индустриализации и другие профильные государственные проекты и инициативы властей Казахстана здесь сыграли далеко не последнюю роль. Справедливо будет также отметить, что объемы добычи и экспорта сырьевых ресурсов параллельно тоже растут, на фоне чего темпы диверсификации экономики не всегда признаются удовлетворительными.

Однако если индустриализация страны проводится относительно приемлемыми темпами, инновационное развитие Казахстана пока нельзя назвать удовлетворительным. Сегодня мировая экономика вступает уже в постиндустриальную эру, в которой экономический рост в больше мере зависит от выпуска инновационных продуктов с высокой добавленной стоимостью.

В какой-то степени позитивно повлиять на инновационное развитие страны должна программа цифровизации экономики Казахстана. Всё же переход в цифру невозможен без технической модернизации и внедрения уникальных управленческих и иных алгоритмов. Правовая база также постепенно подводится к современным реалиям. К примеру, сегодня в республике инициируется обсуждение законопроекта по инновационному и научно-техническому развитию страны. Предполагается, что новые законодательные нормы облегчат формирование технологических платформ, развитие рынка венчурного капитала, а также простимулируют создание стартапов и инновационных компаний.

Не умаляя значения таких инициатив, можно предположить, что точечные инновационные предприятия скорее всего не излечат экономику государства от «голландской болезни». Казахстану, объективно, всё же тяжело конкурировать с ведущими инновационно-внедренческими мировыми державами. Нур-Султану важно найти собственные ниши инновационного развития, которые потенциально могут быть представлены товарами с высокой добавленной стоимостью. Такими отраслями могут служить как сельское хозяйство, так и тот же нефтедобывающий сектор.

Как бы парадоксально это не звучало, но инновационное развитие и повышение эффективности нефтегазовых кластеров также способствует диверсификации экономики. В совокупности все вышеперечисленные меры представляются единственно возможным выходом из сложившейся сырьевой зависимости. В дополнение, здесь также важна поправка на устойчивые темпы индустриально-инновационного и цифрового устойчивого развития Казахстана.

Автор  Алексей  Чекрыжов

Источник  berlek-nkp.com