Американские авиаперевозчики не заявляли о желании выполнять перелеты между странами.
Правительство РК начало процесс ратификации соглашения между Казахстаном и США о воздушном сообщении.редакция выяснила, когда могут появиться прямые авиарейсы между двумя странами.
Комитет гражданской авиации (КГА) опубликовал законопроект 15 октября этого года. Сейчас он находится на внутригосударственном согласовании. В Мажилис законопроект передадут в 2021 году. Чтобы документ вступил в силу, его должны принять обе палаты парламента, а затем подписать президент. В среднем процедура ратификации занимает от шести до девяти месяцев.
«Соглашение предусматривает принципы «открытого неба» и является первым подобным соглашением в истории Казахстана, в рамках которого стороны могут выполнять полеты без ограничений по количеству перевозчиков, пунктов назначения и частот, в том числе с пятой степенью свободы воздуха (право выгружать и принимать на борт на территории страны-партнера пассажиров, почту и грузы, следующие из третьего государства или в него. – прим.)», – написал в ответе на запрос и.о. председателя КГА Ардак Утепов.
Соглашение «не запрещает выполнение как прямых беспосадочных, так и рейсов с посадкой в промежуточном аэропорту для дозаправки». Однако казахстанские авиакомпании, планирующие открыть рейсы в США, должны иметь воздушное судно, которое способно выполнить прямой беспосадочный перелет между двумя странами. Это одно из условий сертификации Федерального управления гражданской авиации (FАА), которую должны пройти претенденты на полеты. Экс-министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр заявлял, что аудит занимает порядка двух лет.
«Для беспосадочных перелетов между Казахстаном и США нужны дальнемагистральные самолеты Boeing-787 Dreamliner», – пишет КГА. Стоимость таких самолетов в зависимости от модели колеблется от $248,3 млн до 338,4 млн. Ранее КГА сообщал ,что дримлайнеры появятся в авиапарке казахстанского перевозчика Air Astana не раньше 2023 года. Теперь КГА уточняет, что из-за пандемии и неопределенности на рынке сроки покупки и поставки воздушных судов перенесены как минимум на 2025 год. «Другие компании приобретать подобные самолеты не планируют», – утверждает КГА.
По данным Комитета гражданской авиации РК, ни один американский авиаперевозчик не заявлял о желании выполнять рейсы между США и Казахстаном. Но если они проявят интерес, им нужно будет получить аккредитацию иностранного перевозчика. На это уходит около 20 дней. Аккредитация выдается на два года.
В КГА предполагают, что в начале выполнения регулярных полетов в США рейсы будут убыточными и потребуют субсидирования со стороны государства. Отбирать маршруты будет специальная комиссия, а парламент – определять размеры субсидий при утверждении республиканского бюджета. К участию в конкурсе будут допущены авиакомпании, зарегистрированные в Казахстане и имеющие сертификат эксплуатанта.
По предварительным расчетам, маршрут Нур-Султан – Нью-Йорк – Нур-Султан с частотой два рейса в неделю потребует порядка 7,4 млрд тенге в год. С учетом последствий пандемии сроки выхода маршрута в точку безубыточности определить сложно. В 2019 году, по данным Air Astana (на нее в своем ответе ссылается КГА), пассажиропоток между Казахстаном и США составил 82 248 человек, в 2020 – около 14 тыс. человек. КГА прогнозирует, что открытие прямых рейсов в США наряду с различными вариантами безвизовых режимов увеличит количество транзитных пассажиров (в частности из России, Кыргызстана, Китая, КНР и Индии).
На сегодняшний день в Казахстане существует только один международный рейс, субсидируемый государством: Нур-Султан – Токио – Нур-Султан. Полеты в столицу Японии начались в июле 2019 года. До пандемии в Японию дважды в неделю летали Boeing 767 авиакомпании SCAT. Цена билета на рейс была около 200 тыс. тенге в обе стороны. При этом загрузка маршрута в прошлом году составила 1 943 пассажира, за три месяца 2020 года – 808 пассажиров. Размер государственной субсидии за все время составил 1,8 млрд тенге.
Напомним, что Казахстан с 1 ноября 2019 года ввел режим «открытого неба» на три года для иностранных авиаперевозчиков в 11 аэропортах страны. Режим предусматривает снятие ограничений по количеству рейсов и предоставляет иностранным авиакомпаниям пятую степень свободы воздуха по направлениям, на которых не оперируют казахстанские перевозчики. Срок действия режима может быть продлен в будущем.
Автор Ульяна Фатьянова
Источник kursiv.kz