От действий продавца жилой недвижимости также зависит скорость оформления сделки купли-продажи, в том числе и с использованием пенсионных накоплений. Чем гарантированы такие сделки и что нужно сделать продавцу - чек-лист составили специалисты сайта Krisha.kz.
Некоторые казахстанцы сомневаются, что частные продавцы жилой недвижимости будут с удовольствием соглашаться на совершение сделки купли-продажи с использованием пенсионных накоплений.
Но на самом деле процесс оформления такой сделки ненамного дольше, чем продажа жилья в ипотеку.
Поэтому, если продавцу жилья предложили провести сделку с использованием пенсионных накоплений, не стоит сразу отказываться. Можно взять инициативу в свои руки и сделать все возможное, чтобы деньги от продажи поступили на счет как можно быстрее.
Какие документы нужно собрать
Как и при оформлении обычной сделки по продаже недвижимости продавцу нужно подготовить документы, подтверждающие право собственности: договор купли-продажи, дарения, мены, приватизации, свидетельство о праве на наследство или другое.
Также надо приготовить идентификационный документ, то есть техпаспорт, и выписку из регистрационного листа правового кадастра.
Далее нужны документы, связанные с семейным положением продавца. Это нотариальное заверение, что владелец не состоит в браке. Если он женат, нужно нотариально заверенное согласие супруги. В случае развода — решение суда о разделе имущества с информацией об отсутствии имущественных претензий.
Ну и не забываем про удостоверения личности всех собственников. Во время сбора документов нужно убедиться, не истек ли срок их действия.
Самый маленький срок действия у справки об отсутствии обременений. Ее нужно получить непосредственно перед подписанием договора купли-продажи, так как документ актуален только в день выдачи.
Если у продавца нет текущего банковского счета, его нужно открыть. Отметим, что это должен быть обычный счет, например, карточный. Специальный счет для зачисления изъятых пенсионных накоплений открывает только покупатель.
При этом можно напомнить покупателю, чтобы тот не забыл взять выписку со специального счета с указанием размера пенсионных накоплений.
Куда обращаться для заключения сделки
Если выкуп жилой недвижимости оформляется сразу без задатка, то сделка начинается с оформления договора купли-продажи. В случае, когда покупатель вносит предоплату, составляется договор задатка.
В качестве задатка и гарантии продавцу покупатель может передать личные средства, которые планировалось использовать для покупки при недостаточной сумме пенсионных накоплений.
Далее нужно обратиться к нотариусу. Если документы в порядке, он составляет и регистрирует договор купли-продажи. В нем укажут:
- паспортные данные сторон,
- параметры объекта,
- его стоимость,
- сумма, которая уже передана продавцу, если предварительно заключался договор задатка,
- часть суммы, которая выплачивается за счет единовременных пенсионных выплат,
- текущий счет продавца и наименование банка, куда перечислят деньги.
Что делать после оформления договора купли-продажи
В качестве гарантий продавец до полного расчета может оставить у себя оригинал документа купли-продажи.
Но покупатель должен обязательно его отсканировать и прикрепить вместе с другими подтверждающими сделку документами к заявке на онлайн-платформе уполномоченного оператора.
После того, как покупатель отправит все документы, деньги поступят на счет продавца в течение 10 дней. Специалисты в области недвижимости отмечают, что они могут поступить и раньше указанного срока.
После того, как продавец получил полный расчет, можно отдать оригинал купли-продажи покупателю.
Отметим, что продавцам недвижимости часто приходится идти на уступки, потому что не у всех казахстанцев, которые хотят приобрести жилье, есть на руках необходимая сумма. Поэтому они прибегают к ипотеке и использованию пенсионных накоплений.
Автор Екатерина Сохарева
Источник nur.kz