Глава компании - оператора по организации платных парковок в Алматы рассказал, сколько средств поступает в бюджет от паркомест и штрафов, почему была отменена бесплатная парковка для электротранспорта и помогает ли система платных парковок бороться с засильем автомобилей на городских улицах.
Проблема с парковочными зонами в Алматы назревала давно - чем больше в мегаполисе появлялось автотранспорта, тем больше нареканий вызывали способы по предоставлению паркомест. В большинстве своем это были самовольно организованные парковочные места, где плату за помощь с выездом-заездом брал совершенно посторонний человек, назначенный на конкретное место неведомо кем, но при этом никто ни за что в ответе не был - ни в случае ДТП, ни при кражах или повреждениях. Реже платные парковки организовывали владельцы развлекательных заведений и торговых точек - такие имели более цивильный вид, но тоже практически ни за что не отвечали. В любом случае основная масса денег от подобных парковок уходила неизвестно куда.
Для приведения в порядок организации парковочных мест администрацией города была принята Стратегия устойчивости транспорта Алматы на 2013-2023 годы, а в 2016 в южной столице была запущена система автоматизированных платных парковок в рамках проекта «Парковки Алматы» («A-паркинг»). С этого момента в городе было установлено свыше 11 тыс. парковочных мест и более 200 паркоматов. Появление компании-оператора разделило алматинцев и гостей города на два лагеря: одни возмутились, что плата за парковку стала «очередным побором», другие соглашались с тем, что это необходимо как для удобства самих автолюбителей, так и в борьбе с автомобильным трафиком и за экологию города. В любом случае деятельность «A-паркинг» всегда находится под пристальным вниманием общественности.
Поводом для интервью с директором ТОО «Алматы спецпаркинг сервис» Маратом Принбековым стала отмена права на бесплатную парковку для владельцев электрокаров и значительное сокращение количества круглосуточных абонементов на парковочные места. Но начать мы решили не с этого.
Марат Усенович, сколько было инвестировано частных средств в проект A-Parking с момента начала деятельности?
- Для запуска проекта в 2016 году в платные парковки Алматы было инвестировано 2 млрд тенге. Также за 2016-2020 годы в проект реинвестировано 100% выручки в сумме 4,5 млрд тенге. Государственные средства не использовались.
На какой срок окупаемости рассчитываете?
- Первоначально мы рассчитывали на 10 лет окупаемости. В 2022 мы должны были достичь точки безубыточности (текущие доходы должны сравняться с расходами). После 2022 планировалось постепенное возмещение накопленного убытка за предыдущие годы. С учетом пандемии прогноз может измениться.
Какая доля средств по договору уходит в бюджет и сколько в итоге уже перечислено?
- По всем земельным участкам проводятся конкурсы. Исходя из параметров участка, мы предлагаем фиксированный платеж за каждое парковочное место. В разных договорах суммы разные. Всего государство получило от наших компаний 1,2 млрд тенге, в том числе 0,7 млрд тенге в виде налогов, 0,3 млрд тенге - в качестве обязательных платежей государству (ОПВ, СО и т.д.), 0,2 млрд тенге в виде фиксированных платежей за парковочные места. Все вместе составляет 27% от выручки. Также за уклонение от уплаты налогов уже оплачено штрафов на 0,9 млрд тенге. Эта сумма оплачена нарушителями, но ее также нужно учитывать, поскольку фотофиксация, обработка данных производится на нашем оборудовании и за наш счет.
Планируется ли введение новых парковочных зон в Алматы? Где и почему именно там?
- Направление развития платных парковок определяет акимат Алматы в лице КГУ «Управление городской мобильности». Этот уполномоченный орган ориентируется на загруженность бесплатных парковочных зон. При неэффективном использовании парковок, создающем помехи и пробки на улицах города, эти парковки передаются под организацию платных парковок на основании конкурса.
Создание платных парковок анонсировалось как одна из мер по освобождению городского пространства от автомобилей. Как это должно работать? И работает ли это сегодня у нас?
- Платные парковки не просто так взяты на вооружение многими мегаполисами мира: Нью-Йорк, Токио, Москва, Минск. В любом современном городе по-разному реализована система платных парковок, но везде она преследует общую цель - мотивировать автовладельцев быть более ответственными и внимательными к использованию общественного парковочного пространства и сделать движение на дорогах упорядоченным и безопасным.
Главный эффект платных парковок - это увеличение ротации каждого паркоместа вследствие наличия оплаты. Бросать машину на целый день теперь невыгодно, и автовладелец более рационально планирует свое время и по возможности не занимает ценное место без надобности. На платных парковках Алматы в сравнении с бесплатными участками ротация каждого места в среднем выше на 300%.
Благодаря высвобождению части парковок возникает другой позитивный эффект - водители меньше времени тратят на поиски свободного места, тем самым снижая нагрузку на трафик. Согласно исследованию транспортных экономистов, в среднем в 15-квартальной зоне многомиллионного мегаполиса вроде Алматы автомобилисты все вместе взятые проезжают до 1,5 млн км в год, просто катаясь в поиске свободного места, сжигая при этом до 177 тыс. литров топлива и выделяя 730 тонн углекислого газа. Внедрение платных парковок снижает эти показатели. Также платные парковки увеличивают скорость потока и предотвращают заторы, когда брошенные автомобили могут, например, перегородить проезд экстренным службам, подвергая риску жизни горожан. Платные парковки - это эффективный и проверенный временем инструмент, благодаря которому города становятся лучше.
В конце января были отменены льготы на парковку для электроавтомобилей. Для примера, в тех же европейских странах электрокары и даже гибридные автомобили пользуются правом бесплатной парковки. Для таких видов транспорта выпускают специальные «зеленые» номера, которые дают право на бесплатную стоянку. Почему у нас решили пойти другим путем?
- Правила выдачи льгот приведены в соответствие с действующими нормативно-правовыми актами. Оператор платных парковок не может самостоятельно определять перечень льготных категорий граждан и при выдаче разрешений опирается на правила организации платных автостоянок (автопарковок) Алматы, утвержденные акиматом города. Указанный нормативно-правовой акт не включает владельцев электромобилей в категорию «льготников».
Совсем недавно также было значительно сокращено количество абонементов на парковку. Какова причина?
- Практика показала, что реализация в неограниченном количестве льготных инструментов, таких как абонемент и резидентское разрешение, приводит к нивелированию эффекта платных парковок, поскольку держатели данных льготных инструментов, как правило, оставляют автомобили на целый день и тем самым значительно влияют на загруженность парковок.
Главная проблема Алматы - это диспропорция в количестве автомобилей и той инфраструктуры, которая призвана их обслуживать: это дороги, развязки, парковки и т.д. Проще говоря, машин слишком много, а бесконечно строить новые дороги и парковки в центре нет не только физической (генплан «золотого квадрата», то есть городского жилищного массива, расположенного в границах улиц Желтоксан — Абая — Кунаева — Кабанбай батыра, разрабатывался еще в 1930-х годах), но и экологической возможности. Тотальная автомобилизация убивает комфортную городскую среду. Если город захочет удовлетворить весь спрос, то вместо пешеходных улиц, парков, скверов и детских площадок придется строить бесконечные парковки и дороги, а где-то даже сносить действующие объекты.
В условиях нехватки инфраструктуры и регулярных транспортных пробок приходится применять различные меры, чтобы автовладельцы города более рационально подходили к использованию дефицитного ресурса и не ущемляли интересы друг друга.
До введения ограничений до 52% паркомест нашего города занимали владельцы абонементов. Из них, согласно данным нашей службы фиксации, 2/3 приобретали абонементы, чтобы оставлять машину на целый день возле работы. Это привело к тому, что 37% всех парковок в центре города были заняты одним автомобилем в течение всего рабочего дня. При использовании почасовой оплаты одним паркоместом пользуются в среднем 4,5 автомобиля в день. То есть лимит на количество доступных к покупке абонементов необходим, чтобы:
- снизить количество вредных сценариев использования личного автомобиля;
- как можно меньше автомобилей занимали целый день парковочные места ради 60-90-минутной поездки на работу и обратно;
- все автовладельцы города могли быстрее и проще находить свободные места на парковках;
- уменьшить автомобильный трафик и снизить количество пробок, которые возникают вследствие необходимости наматывать лишние километры в поиске свободной парковки;
- уменьшить количество вредных выбросов в атмосферный воздух от выхлопных газов автотранспорта.
P.S. Отметим, что редакция Forbes.kz отправила официальный запрос с вопросами о деятельности платных парковок в южной столице в управление городской мобильности акимата города Алматы еще 8 февраля 2021, но на момент написания статьи ответа так и не получила.
Автор Дамир Серикпаев
Источник forbes.kz