Платёжная карта как неотъемлемая часть жизни: на каждого взрослого казахстанца сегодня в среднем приходится 4 карты.
Практика расчёта наличными уходит в прошлое. Рынок платёжных карт в Казахстане стал более доступным, а сопутствующие банковские услуги и предложения — более разнообразными. Ещё относительно недавно карту использовали преимущественно для обналичивания полученных средств — например, зарплаты, — однако сегодня сама карта стала удобным и надёжным платёжным средством. Казахстанцы всё чаще отказываются от наличных расчётов и уверенно переходят на безналичные платежи.
На 1 января 2021 года в РК насчитывалось 48 млн платёжных карт в обращении — сразу на 49,7% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года (32 млн). За последние три года количество карт в обращении растёт в среднем на 35,7% в год. Соответственно растёт и число держателей этих карт. Так, в 2020 году показатель увеличился на 31,6%, до 39,2 млн.
Как сообщает портал wfin.kz, сегодня на каждого взрослого казахстанца (от 16 лет и старше) приходится почти четыре платёжные карты, что обеспечивает спрос на постоянную модернизацию банковской дистанционной инфраструктуры. Абсолютный лидер по этому показателю — финцентр, Алматы: здесь каждый житель обладает в среднем 9 картами. Тем временем на каждого жителя Нур-Султана приходится почти 6 карт. Платёжные карты и соответствующая инфраструктура позволяют охватывать цифровыми услугами всё население, в том числе находящееся в отдалённых регионах страны,данные предостаил портал ranking.kz.
На территории Казахстана действуют международные и локальные платёжные карточные системы. Основная доля карт в обращении — более 67% — традиционно приходится на международные платёжные системы Mastercard и VISA. Использование продуктов и сервисов международных платёжных систем предоставляет держателям карт возможность проведения оплаты в любой точке мира.
Удобство и преимущества платёжных карт увеличивают их востребованность среди потребителей финансовых услуг. Так, в 2020 году с использованием платёжных карт было проведено 2,9 млрд безналичных транзакций на общую сумму 35,3 трлн тг. За год объём безналичных платежей вырос сразу в 2,4 раза.
В 2020 году значительное влияние на переход к безналичному формату расчётов оказала пандемия COVID-19. Потребители во всём мире в целях соблюдения социальной дистанции переходят на бесконтактные и онлайн-способы получения услуг. Основная доля безналичных операций на территории РК в 2020 году проведена онлайн — 81,4% от общего объёма безналичных платежей. Сегодня 20 банков в стране имеют сервис мобильного банкинга для пользователей систем iOS и Android. За год количество пользователей онлайн-сервисов банков увеличилось на 45,8%, до 28,7 млн (годом ранее — 19,7 млн пользователей).
Рост безналичных платежей также обусловлен налаживанием инфраструктуры торговых POS-терминалов, выходом на рынки Казахстана Apple Pay и Samsung Pay, стимулированием банками и платёжными системами клиентов через бонусы и кэшбеки, а также активным использованием безналичной оплаты во всех видах общественного транспорта. Свою роль играет и внедрение на казахстанский рынок международными платёжными системами инновационных технологий, таких как бесконтактная оплата, Tap on Phone и т. д. Бесконтактный способ оплаты обретает особый смысл с гигиенической точки зрения во время пандемии коронавируса, позволяя покупателю и продавцу минимизировать физический контакт при совершении транзакции и таким образом сократить риск передачи инфекции. Tap on Phone позволяет превратить обычный смартфон в полноценный POS-терминал по приёму безналичной бесконтактной оплаты в любой точке, где есть мобильный интернет. Это уменьшает издержки торговцев, выгодно для банков, очень удобно для покупателей и в целом способствует сокращению теневой экономики.
В разрезе международных платёжных систем больше всего безналичных транзакций в 2020 году в Казахстане было проведено через платёжные карты системы MasterCard Worldwide: 553,6 млн транзакций на сумму 4,4 трлн тг. Это составляет 19,2% от общего количества безналичных операций. В свою очередь, через карты платёжной системы Visa International было проведено 340,3 млн безналичных транзакций на сумму 5,2 трлн тг.
Финансовые технологии позволяют расширить доступ к финансовым услугам и несут множество положительных моментов. Цифровизация делает предоставление финансовых услуг доступным для поставщиков и пользователей. В целом цифровые каналы снижают затраты на обслуживание клиентов с низкими доходами, увеличиваются скорость, безопасность и прозрачность транзакций. Население страны оценило простоту и удобство безналичных платежей. Сейчас онлайн можно провести множество самых различных платежей, сокращая временные и финансовые затраты. К примеру, не выходя из дома, можно пополнять баланс мобильного телефона, оплачивать интернет, TV и услуги ЖКХ, конвертировать валюты, погашать кредиты и многое другое.
Ещё один важный момент: цифровизация и технологические решения на рынке платёжных карт позволили нивелировать негативные последствия пандемии, коснувшиеся торговой сферы страны. Так, на общем фоне снижения розничной торговли в стране на 7,3% доля электронной торговли показала рекордный рост. В целом объём электронной торговли в структуре розничной торговли в 2020 году вырос почти в 3 раза — с 3,8% до 9,7%.
Повышение активности розничной торговли через интернет происходило в период вспышек заболеваемости и связанного с ними карантина. К концу 2020 года на территории Казахстана оплату с использованием платёжных карт принимали 108,2 тыс. предпринимателей — на 12,2% больше по сравнению с предыдущим годом. За пять лет количество таких компаний увеличилось в 2,5 раза. Таким образом, позитивному общемировому тренду перехода на более прозрачные и безопасные безналичные расчёты сегодня уверено следует и Казахстан.
Источник wfin.kz