Начало массового распространения вакцин и постепенный отход от ограничений позволил мировым странам задуматься о восстановлении экономик после коронакризиса 2020 г. 31 марта Евразийский банк развития представил макроэкономический обзор, в котором оценил восстановительные тенденции в экономиках своих участников. Как долго продлится постпандемийный всплеск инфляции в странах ЕАЭС, что будет с курсамм валют евразийских стран и какой денежно-кредитной политики ожидать в регионе – в репортаже Евразия.Эксперт.
2020 г. стал одним из самых сложных для экономик евразийских государств за последнее десятилетие. Совокупный ВВП стран-членов Евразийского банка развития упал на 3%, практически полностью была заморожена работа сектора услуг. Государства, бизнес, финансовые институты возлагают на 2021 г. большие надежды как на время исцеления и восстановления. Однако, утверждают аналитики ЕАБР, экономический рост на евразийском пространстве будет неравномерным, и если одним странам, возможно, удастся вернуться к докризисным показателям уже к концу этого года, то другие перешагнут кризис только в 2022 г. Масштабный и подробный прогноз развития экономик каждой из шести стран-членов на ближайшие несколько лет изложен в докладе «Макроэкономический обзор ЕАБР: Сильный восстановительный рост в 2021 году».
Экономические тренды евразийского пространства
2021 г. определенно станет годом «резкого роста», при любом сценарии, убежден заместитель предправления ЕАБР Руслан Даленов. В базовой версии прогноза (еще есть оптимистический и высокорисковый) ВВП стран-членов ЕАБР, а это Казахстан, Россия, Беларусь, Армения, Кыргызстан и Таджикистан, увеличится на 3,3%.
По словам Даленова, ключевыми драйверами восстановления станут ускорение экономической активности, промышленные проекты, укрепление сферы услуг и рост инвестиций. В свою очередь, Евразийский банк развития, накопленный инвестиционный портфель которого уже составил $10 млрд, «продолжит оказывать поддержку посредствам финансирования интеграционных проектов», заверил Даленов.
При этом, по словам главного экономиста ЕАБР Евгения Винокурова, восстановительный рост не станет исключительно евразийским феноменом, а охватит весь мир: «Так обычно бывает после кризисных годов – экономика восстанавливается. Запускаются те отрасли, которые упали или отставали. И за счет этого рост получается очень сильным. По мировому ВВП наше предположение – увеличение на 5,7% в 2021 году».
Винокуров отмечает, что рост будет наблюдаться на фоне «высокого бюджетного стимулирования и сверхмягкой денежно-кредитной политики».
Что касается экономик стран ЕАБР, то здесь мощную поддержку стабилизации оказало быстрое восстановление цен на энергоресурсы, в частности на нефть. «Экономикам Евразии это очень выгодно, так как мы – экспортеры сырьевых и полусырьевых товаров», – пояснил эксперт.
Позитивным фактором также стало улучшение эпидемиологической ситуации в связи с началом вакцинации. В базовом сценарии пандемия будет постепенно затухать, хотя уже сейчас, по утверждениям Винокурова, большинство отраслей адаптировались к новым условиям. Быстро набирает обороты обрабатывающая промышленность, ограниченно будет расти добывающий сектор, однако сфера услуг все еще остается под мощным давлением, и ее рост начнется не раньше II квартала.
Всем экономикам, кроме армянской, удалось сохранить безработицу на приемлемом уровне по итогам 2020 г. Теперь спрос на трудовые ресурсы будет только расти, в том числе за счет программ господдержки.
Валютные колебания и инфляция
Важной составляющей экономического роста выступает также стабильность национальных валют. По утверждению руководителя центра странового анализа Алексея Кузнецова, поддержку им окажут высокие цены на нефть, меры поддержки со стороны регуляторов и евразийская торговля.
На вопрос корреспондента «Евразия.Эксперт» относительно способности российской валюты в дальнейшем выполнять роль главной в ЕАЭС на фоне ее резкой девальвации, Кузнецов ответил, что рубль является «недооцененным», но перспективным.
«По нашим расчетам, справедливый курс рубля к доллару при текущих ценах на нефть, уровне инфляции и процентных ставок составляет около 69-70. Геополитические риски и сохраняющаяся неопределенность развития пандемии в настоящее время ограничивают пространство для укрепления рубля. Мы считаем, что при затухании пандемии и росте аппетита к риску у инвесторов российская валюта к концу года может стоить 72-73 рубля за доллар» – отметил Кузнецов.
Эксперт подчеркнул, что рубль все еще остается главной альтернативой доллару в ЕАЭС и в 2020 г. 73% расчетов в Союзе осуществлялись с помощью российской валюты. «Доля расчетов в нацвалютах снизилась всего на 0.4 п.п. по сравнению с 2019 г. Это сильный результат, так небольшое уменьшение доли платежей в нацвалютах произошло на фоне увеличения рисков и ослабления национальных валют: рубль потерял 11% к доллару в среднем за 2020 г., а тенге – почти 8%. И мы видим потенциал для наращивания расчетов в национальных валютах в этом году в условиях сильного восстановительного роста» – заявил представитель ЕАБР.
Главной же проблемой на сегодняшний день является ускорение инфляционных процессов.
Быстрее всего росли в I квартале 2021 г. цены на продовольственные продукты, во многом за счет усложнения традиционных схем поставок. «Средняя инфляция по странам-членам ЕАБР сейчас составляет 6,3%, что несколько выше действующих целевых ориентиров» – говорит Кузнецов. Но уже во II квартале рост цен значительно замедлится, удорожание продуктов остановится и к концу года инфляция войдет в целевые рамки регуляторов.
Точечные прогнозы по странам
Армения. Прирост ВВП страны в 2021 году составит 3,3%. Поспособствует этому восстановление деловой активности в государствах – торговых партнерах республики, увеличение доходов от экспорта, туризма, денежных переводов. Вместе с тем, негативный эффект окажут слабая инвестиционная активность и низкий потребительский спрос, отмечает старший аналитик центра странового анализа Анатолий Харитончик.
К декабрю 2021 г. рост инфляции замедлится до 4,8% благодаря стабилизации мировых цен на продукты и слабому потребительскому спросу. Денежно-кредитная политика, по словам Харитончика, останется стимулирующей в первой половине года и станет нейтральной к концу 2021 г. Недооцененный армянский драм повысит конкурентоспособность экспорта, а в течение года он укрепится до 521 драма за доллар. К концу 2022 г. ВВП Армении и ее экономика восстановятся до докризисных уровней.
Беларусь. Для страны характерна высокая неопределенность и наличие большого числа рисков, утверждает старший аналитик. Из-за низкой инвестиционной активности, слабого потребительского спроса ВВП в 2021 г. вырастет только на 0,1% и в течение ближайших двух лет не сможет вернуться на докризисный уровень.
«В начале 2021 г. инфляция в Беларуси перешагнула 8%, но мы прогнозируем, что в течение года она будет находиться в районе 7%» – заявил Харитончик.
При этом негативным фактором для нее станет повышение НДС на ряд продуктов, что даст прямой вклад в рост инфляции на уровне 0,5-0,6 п.п. В условиях высокой инфляции сохранится и жесткая денежно-кредитная политика: контроль за денежным предложением. По прогнозу банка, ставка рефинансирования составит 7,75-8,5%. Относительно белорусского рубля сохраняется риск его дальнейшего ослабления.
Казахстан. «Уже в 2021 году ВВП страны может вырасти на 4% и выйти на докризисный уровень» – утверждает старший аналитик центра странового анализа Айгуль Бердигулова. Факторами роста станут ослабление санитарных мер, бюджетное стимулирование и рост цен на нефть.
Положительная динамика будет наблюдаться и в плоскости инфляции, которая к концу года снизится до 6,3% на фоне укрепления тенге до 421,6 за доллар и снижения цен на продовольствие. Денежно-кредитная политика останется сбалансированной, а значит и базовая ставка сохранится на уровне 8,75-9%.
Кыргызстан. В стране ожидается затяжное восстановление на фоне более глубокого влияния пандемии и социально-политических потрясений, объясняет Бердигулова. По ее словам, ВВП Кыргызстана в 2021 г. увеличится на 3,9% благодаря снятию ограничений на миграцию и росту денежных переводов. Вместе с тем, тормозящим фактором станет слабая инвестиционная активность и снижение объемов производства золота.
Инфляция будет постепенно снижаться, и к IV кварталу достигнет 7,3%. Негативный эффект может оказать увеличение акцизов на табак. Для поддержания экономического роста учетная ставка останется стимулирующей на уровне 5,5-6%. Курс сома укрепится до 84,9 за доллар.
Россия. «Для Российской Федерации ключевым фактором роста экономики станет увеличение потребления. Экономика вернется на докризисный уровень в конце этого – начале следующего года», – отметил Харитончик. Рост экономики составит 3,3% за счет усиления потребительского спроса и роста цен на нефть, внешнего спроса при одновременном ослаблении бюджетных стимулов. Если нефть будет на уровне $70 за баррель, то российская экономика сможет вырасти на 3,7%, считает эксперт.
В среднесрочном периоде рост ВВП стабилизируется вблизи 2,5%. Основное влияние на инфляцию окажет рост цен на продовольствие, ее средней показатель за год окажется на уровне 3,8%. При этом в ЕАБР ожидают роста ключевой ставки до 5-5,25% в рамках перехода к нейтральной финансовой политике. Повышение может произойти уже в апреле. По мере снижения неопределенностей, исходящих от пандемии, и стабилизации нефтегазового рынка, рубль укрепится до 73,6 за доллар во второй половине года.
Таджикистан. В стране в 2021 г. будут наблюдаться самые высокие темпы роста ВВП среди членов ЕАБР – на уровне 6,1%. «Во многом это связано с тем, что в период пандемии рост ВВП снизился, но остался положительным, в отличие от других стран», – заявляет Бердигулова.
Ключевыми факторами роста станут увеличение денежных переводов, благоприятная конъюнктура на мировом рынке металлов и стимулирующая налогово-бюджетная политика, подразумевающая снижение ставки рефинансирования до 11% по мере снижения инфляции. Последняя составит 6,6% к концу года. При отсутствии дополнительных шоков курс сомони приблизится к уровню равновесия в 11,5 за доллар.
Автор Данил Дмитриев
Источник eurasia.expert