В ТРЦ, на улицах и рынках страны все чаще можно заметить биометрические банкоматы, которые выдают «деньги до зарплаты». Разработчиками софта для этих банкоматов является казахстанская компания Biometric.
Подойти к банкомату, снять бейсболку, посмотреть в камеру, положить палец на сканер и "показать" устройству свое удостоверение личности - вот, в общем, и всё, что нужно сделать клиенту, чтобы занять деньги, а потом погашать кредит.
Идея создать терминал, который бы смог автоматизированно предоставлять услуги, возникла еще в 2013. Тогда СЕО компании Biometric Алимбек Наримбай работал в компании Orange Pay и разрабатывал терминальную систему. Позднее команда планировала сделать решение для страховых компаний, оснастить терминалы функцией выдачи страховки.
Тогда даже получилось выпустить первые терминалы, которые могли распечатывать страховые полисы. Но пять лет назад биометрия была не такой развитой, чтобы компьютер не только подтверждал соответствие личности, но и принимал решение о выдаче документа. Поэтому полностью исключить человеческий фактор не удалось, приходилось проводить дополнительную идентификацию через Skype.
Однако сегодня ситуация изменилась и идентификация по лицу используется повсеместно, а Наримбай вернулся к идее разработки тепминала с командой своего стартапа.
Первые инвестиции в проект составили порядка $300 тыс., отбить которые удалось в течение первого года работы.
Успех Biometric заключается в том, что предлагаемое компанией решение для микрофинансовых организаций экономит расходы компаний - как отметил Наримбай, в 17 раз. Стоимость одного банкомата в зависимости от функционала колеблется от $2 тыс. до $20 тыс.
- МФО с помощью нашего продукта могут выходить на прибыль за 6-7 месяцев с начала работы, - отметил он.
Как объяснил спикер, в офлайн-отделении МФО (которое обычно расположено на арендной площади) работают как минимум 6 сотрудников.
- У всех рабочий день по закону РК - не более 2000 часов в год. Банкомат же работает 8 760 часов в год. Не просит отпуска, денег за переработку, не болеет и не прокрастинирует, - шутит Наримбай.
В период пандемии компания Biometric выросла на 220%.
- Мы этот рост связываем с тем, что пандемия заставила компании переходить на высокотехнологичные биометрические решения. Сейчас очень много запросов от компаний из различных секторов, не только из финансового сегмента, - сообщил собеседник.
Так, в 2021 Biometric установила сканеры Face ID на входах в пункты сдачи ЕНТ. Но, как отмечает Наримбай, компания не ставит во главу угла работу с государственным сектором.
- Они очень долго принимают решения, поэтому мы стараемся работать с МФО, с платежными, букмекерскими компаниями, которые и приносят нам 90% прибыли, - отметил он.
Biometric сейчас нашла свою нишу и планирует сфокусироваться на создании программного обеспечения для банкоматов.
- Мы не хотим привязываться к "железу", которое может купить любой, кто захочет. Сейчас крупные банки могут позволить себе купить любой банкомат, дать задание своему большому IT-отделу, и тот напишет обеспечение к нему. Но маленькие компании сами программу для банкомата написать не могут, - говорит Наримбай.
Эта большая проблема маленьких компаний существует по всему миру. Biometric же считает своим преимуществом то, что компания не сосредоточена на развитии только в Казахстане, а может продавать софт по всему миру.
- Сейчас к нам обратилась международная платежная система, пока не могу сказать, какая. Но мы уже направили им первую партию банкоматов в Кыргызстан, также мы планируем выйти на рынки Африки и Юго-Восточной Азии, - говорит предприниматель.
Как отмечает СЕО, в мире есть подобные решения, но точного аналога нет.
- Мы делаем решение под ключ, то есть для каждого конкретного партнера изготавливаем свое решение, исходя из его нужд и предпочтений, и в этом наш плюс. Коды мы прописываем сами, а мировые биометрические разработки всегда приходится "допиливать", доводить до ума, - рассказывает Наримбай.
Пока компания, по словам Наримбая, не нуждается в инвесторах: много проектов, достаточно собственных средств.
- За инвестицию $1 млн мы можем дать долю 10% от общей, так как оценка компании сегодня составляет приблизительно $10 млн. Но мы понимаем, что в Казахстане инвесторы такие суммы не потянут, - заключил он.
Источник forbes.kz