Отдельные сектора резко вернулись к росту, другие упали и им необходимо оказывать помощь.
Значительные по объему пакеты мер государственной поддержки, которые в минувшем году внедряли правительство, Нацбанк и Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), позволили бизнесу держаться на плаву и даже развиваться. Для некоторых компаний условия сложились настолько удачно, что они сумели обойтись без господдержки – выяснилось на казахстанском CFO Summit 2021.
Единственный рисковый фактор, который, как кажется, признают все, – проблемы с доходами населения, которые могут стать зоной, откуда исходят краткосрочные угрозы. Помимо этого, такие проблемы, как регулирование бизнеса, качество господдержки и налоговое администрирование, которые не повышают предсказуемость условий на рынке, уже можно считать хроническими.
9% ВВП
Традиционный для казахстанского CFO Summit, проходящего с 2014 года, обзор ситуации в мировой экономике представил независимый экономист, управляющий директор Visor Holding Алмас Чукин. Сравнив баланс в мировой экономике в 2000 и 2020 годах, эксперт пришел к выводу, что мир окончательно стал биполярным, причем на одном полюсе Большая Азия, куда входят выросший десятикратно Китай, Япония, Южная Корея и Тайвань, на другом полюсе США, а посередине – ЕС.
Из всех сценариев развития ситуации в мировой экономике после коронакризиса г-н Чукин выделил K-образный, который экономист наблюдает в Казахстане и во многих странах мира.
«Это означает, что отдельные сектора резко вернулись к росту, отдельные сектора упали и им необходимо оказывать помощь. Расслабленная и неэффективная работа с вакцинацией показала, что этот момент сильно упущен, и пример успешных стран, Китая и США, у которых V-образный выход из кризиса, показывает, что их этот кризис еще более усилил, – объяснил Алмас Чукин. – В США думают о том, что необходимо останавливать рост, их прогнозы – более 9% на этот год, Китай также выходит за 10%. Есть страны, которые до сих пор не могут справиться с последствиями COVID-19. В то же время страны, которые справились, уходят резко вперед».
В том, что экономика РК справляется с последствиями кризиса, уверен первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков, который сообщил, что по итогам апреля ВВП страны вышел в зону положительных значений. Это произошло в том числе благодаря трем антикризисным пакетам поддержки экономики, которые реализовало в 2020-м правительство. Их реципиентами стали около 700 тыс. предпринимателей. Как сообщила председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова, их общая сумма составила 4,3 трлн тенге (9% ВВП), причем 2,1 трлн – средства Нацбанка РК.
Рост и бедность
Одной из черт посткризисного восстановления в РК в последние несколько месяцев было сохранение высоких темпов роста в отдельных промышленных секторах, строительстве и связи на фоне продолжающегося спада в транспортном секторе, торговле и туризме. Именно эта K-образная траектория характеризует казахстанскую экономику.
Ее природа – в совокупности факторов, о которых на примере своей отрасли рассказал глава Союза обрабатывающей промышленности и председатель совета директоров Алматинского вентиляторного завода Марат Баккулов:
«Строительство, квартиры растут. Все, что вокруг этого, у производителя все нормально: границы закрыты. Все, кто до этого производил, у них рост на 20–30%».
Напомним, что строительный сектор правительство и Нацбанк в РК поддерживали напрямую и через стимулирование спроса по льготным ипотечным программам. Просели те поставщики, кто работал с нефтянкой, где до сих пор спад.
«Антикризисные» кредиты в рамках государственной поддержки в Казахстане выдают, когда они уже не нужны», – отметил г-н Баккулов и рассказал, что его предприятие ожидало одобрения кредита по госпрограмме больше шести месяцев, с ноября 2020-го, однако, когда кредит одобрили, оказалось, что у ФРП «Даму» нет средств на субсидирование ставки.
Что беспокоит бизнес, так это регулирование цен и активность налоговиков, которые стремятся штрафовать компании под видом борьбы с теневой экономикой.
«Причем начали бороться с «белыми и пушистыми». То есть с теми, кто и так «на свету», – подчеркнул Баккулов. – Производителям приходят разные предписания, начиная от таможни и заканчивая налоговой: вот столько-то вам доначислили штрафов. И это идет по всем фронтам. Вместо того, чтобы просто не мешать работать. Конечно, налоговику проще идти к тому, кто налоги эти и платит».
В Союз обрабатывающей промышленности обращаются масложировики, которые были вынуждены приостановить производство из-за регулирования цен.
«Сейчас начнут и цены на базарах регулировать, и все остальное. Хотелось бы представить, что мы не вернем «режим прапорщика», который, став министром экономики, вышел на площадь и скомандовал: «Цены, раз-два, остановись!» – обозначил угрозу для бизнеса Марат Баккулов.
Рустам Журсунов, уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана, обратил внимание на ухудшающиеся социологические показатели достатка казахстанских семей: по данным Центра социальных и политических исследований «Стратегия», примерно 2/3 респондентов в последние два года свидетельствовали, что их доходов хватает на приобретение бытовой техники.
«Сейчас мы видим, что порядка у 35% хватает средств только на приобретение продуктов», – отметил спикер.
Вкупе с высокой долей потребкредитования физлиц в совокупном кредитном портфеле банков (58%) это навело г-на Журсунова на мысль об «отложенном кризисе, который ударит в ближайшие год-два».
Автор Сергей Домнин
Источник kursiv.kz