Компания PwC Kazakhstan совместно с Ассоциацией «Цифровой Казахстан» представила результаты исследования рынка розничной электронной коммерции в Казахстане за 6 месяцев 2021 года.
«Розничная электронная коммерция продолжает развиваться стремительными темпами. Сопутствующие ограничительные меры по борьбе с пандемией COVID-19 в Казахстане оказывают значительную поддержку в укреплении поведения потребителей совершать покупки онлайн. Возрастающую роль как на глобальном, так и на местном рынках играют онлайн-площадки третьих сторон - маркетплейсы. В Казахстане рынок маркетплейсов представлен финтех-игроками, банками, а также местными и зарубежными торговыми площадками», - прокомментировала исследование Наталья Лим, партнер практики консультационных услуг PwC Казахстан, руководитель проекта.
В первом полугодии 2021 года размер рынка розничной электронной коммерции в Казахстане составил 426 млрд тенге, что примерно в 2,2 раза больше, чем в аналогичном периоде 2020 года. Рынок розничной электронной торговли в стране продолжает расти. Помимо органического развития цифровых отраслей и популяризации онлайн-операций есть ряд факторов, которые также определяют поступательное развитие индустрии. К таким факторам, помимо прочего, относятся: запуск государственных программ по цифровизации торговли; адаптация игроков электронной коммерции к текущим санитарно-эпидемиологическим требованиям; улучшение онлайн-ассортимента товаров, услуг доставки, удобства интернет-площадок в целом.
На 97% увеличилось количество совершенных транзакций за 6 месяцев 2021 по сравнению с аналогичным периодом год назад. В целом сравнительный анализ показателей 2021 и 2020 годов может указывать на то, что в первом полугодии 2021 года не было значительных сдвигов в поведенческих паттернах потребителей, какие наблюдались в 2020 году, когда было невозможно приобретать товары офлайн, и возросшее доверие потребителей к цифровым платформам сподвигло людей совершать более дорогие онлайн-покупки.
Средний чек в тенге увеличился всего на 10%, с 20 тыс. (в первом полугодии 2020 года) до 22 тыс. тенге (в первом полугодии 2021 года). Незначительное повышение среднего чека может быть связано с тем, что в 2021 году часть потребителей вернулась в офлайн ввиду смягчения карантинных мер. А те покупатели, которые изначально предпочитали совершать покупки онлайн, расширили категории потребляемых видов товаров, все больше приобретая повседневные недорогие товары, что и отразилось на сумме среднего чека.
Маркетплейсы становятся одними из ключевых игроков индустрии розничной электронной торговли в мире. В 2021 году доля продаж через маркетплейсы от общей розничной электронной коммерции в мире ожидается на уровне 62%.
Онлайн-маркетплейсы создают особенную ценность на рынке, предоставляя множество преимуществ для обеих сторон. В Казахстане также идет тренд на платформизацию: торговые площадки представлены локальными финтех-компаниями и e-commerce, банками, а также международными игроками. Успешные игроки как в мире, так и на местном рынке предпочитают развивать сервисы внутри маркетплейсов, чтобы обеспечить максимальный комфорт клиенту и тем самым заработать его лояльность. Таким образом создается интегрированная экосистема как для существующих клиентов внутри организации, так и для клиентов в сети партнеров. Выстраивается удобная цепочка для потребителя (торговая площадка, логистика и доставка, финансовые услуги и т.д.), которая еще больше способствует стремительному развитию индустрии e-commerce.
Источник forbes.kz