Утилизационный сбор является одной из мер поддержки собственного производства, благодаря которой купить произведенную в Казахстане технику становится выгодней, чем приобрести аналогичную из-за рубежа. Что стране дало введение утильсбора, сообщает  nur.kz.

Токаев поручил прекратить утилизационный сбор в Казахстане

Утилизационный сбор в Казахстане платят производители и импортеры не только автомобильной техники, но и такой продукции, как покрышки, аккумуляторы, пластиковые, бумажные изделия и так далее.

На данный момент ведется пересмотр ставок в Казахстане, и, как сообщает пресс-центр Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК (МИИР), было принято решение об обнулении утильсбора на кабельно-проводниковую продукцию и на рекреационную технику - квадроциклы, снегоходы и болотоходы.

Это связано с отсутствием собственного производства данной продукции и техники в стране.

Отменить утильсбор в целях поддержки отрасли международных перевозок и улучшения транзитного потенциала Казахстана также предлагается по седельным тягачам.

Для чего нужен утилизационный сбор

По ставкам утильсбора на автотранспортную и сельскохозяйственную технику ситуация прямо противоположная – в Казахстане есть предприятия, которые занимаются производством такой техники крупноузловым и мелкоузловым методами.

Таким образом, утилизационный сбор в настоящее время является инструментом защиты внутреннего рынка. И это не уникальность для мировой практики. Некоторые страны применяют различные методы защиты собственного рынка - от полного запрета импорта до ограничительных мер в виде увеличенной таможенной пошлины или экосбора.

«Существует миф, что утильсбор введен для прямой поддержки автопрома. Якобы из аккумулируемых средств выплачиваются некие субсидии отечественным заводам. Это не правда. Деньги, которые получают производители, в действительности являются их же собственными средствами, ранее выплаченными в качестве утилизационной пошлины. Это требование ВТО: производитель обязан, как и импортеры, заплатить утильсбор. Но, затем уплаченные деньги он получает обратно. Это сделано для того, чтобы цена автомобиля, произведенного в стране, не увеличилась для потребителя», - пояснил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев

По его словам, новые автомобили, комбайны и тракторы, произведенные в Казахстане, продаются без утильсбора в цене. 

Как утильсбор повлиял на производство в Казахстане

Как сообщает МИИР, введение утильсбора в 2016 году позволило привлечь ряд новых крупных иностранных инвесторов. Благодаря этому удалось реализовать проекты по производству автомобилей Hyundai, Chevrolet, KIA и JAC, компонентов КамАЗ, тракторов марки Кировец, сельхозтехники мирового бренда CLAAS и других.

В планах c 2024 года производить в Костанае блоки цилиндров и головки к ним, литые балки моста и главные передачи ведущих мостов, которые будут поставляться на главный конвейер в Набережных Челнах. Таким образом, в каждом выпущенном автомобиле КамАЗ будет 11% комплектующих, произведенных в Казахстане.

Также проводится работа по трактору Кировец. На сегодняшний день освоено экспортоориентированное производство пластиковых деталей и навесного оборудования, планируется и дальнейшая локализация комплектующих.

А техника CLAAS собирается пока в крупном узле, то есть с использованием уже полностью готовых к сборке комплектующих. Однако компания предоставила Казахстану всю технологическую документацию для реализации пятилетнего плана по развитию местного производства компонентов и готова в кратчайшие сроки провести сертификацию выпущенных в Казахстане деталей.

Как изменится размер утилизационного сбора

Тем не менее, ставки утилизационного платежа было решено сократить до 50% от действующих. Это коснется прежде всего базовой ставки, которая на данный момент равна 50 МРП (в 2022 году месячный расчетный показатель (МРП) равен 3 063 тенге).

После утверждения сокращения ставки в половину она соответственно будет равна 25 МРП. Отметим, что в МИИР не смогли ответить, когда будет утверждено ее уменьшение.

Далее базовая ставка умножается на коэффициент, соответствующий тому или иному виду техники. Например, для легкового автомобиля (транспортного средства категории М1) с рабочим объемом двигателя свыше 3 тысяч кубических сантиметров он равен 23.

То есть при старом размере базовой ставки утильсбор при импорте автомобиля с такими характеристиками в Казахстан составит 3 522 450 тенге (50 х 3 063 х 23), а при новом, после его утверждения - 1 761 225 тенге (25 х 3 063 х23).

Отметим, что в связи с тем, что утилизационный платеж привязан к МРП, он ежегодно увеличивается вместе с данным расчетным показателем.

Автор Екатерина Сохарева

Источник nur.kz