Глава Агентства по защите и развитию конкуренции объяснил, почему в Казахстане завышены цены на газ и бензин , сообщает 365info.
О мерах демонополизации ключевых товарных рынков рассказал председатель агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин. По его словам, основу рынков нефти и нефтепродуктов в РК составляют вертикально-интегрированные компании, работающие по принципу «от скважины до бензоколонки».
«Группы компаний CNPC и «КазМунайГаз», осуществляя 80% добычи нефти, обеспечивают ее переработку на своих НПЗ и через давальцев (Petrosun, КМГ, PetroleumOperating) реализуют ГСМ аффилированным и крупным компаниям – это Sinooil, PetroRetail, «АвтогазТрэйд» (GazEnergy).
Определение цены осуществляется на основе механизма обратного расчета стоимости корзины нефтепродуктов. Иначе говоря, при установлении оптимальной цены на нефтепродукт формируется закупочная цена на нефть. Действуют прямые договоры без применения централизованной торговли и биржевых индикаторов рынка», — сказал Жумангарин в ходе круглого стола в мажилисе .
При этом основная доля переработки приходится на CNPC и «КазМунайГаз», что ограничивает возможности развития конкуренции на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов.
«Кроме того, сформировалась порочная практика — разрываются технологические циклы переработки нефти и нефтепродуктов. На Павлодарском химическом заводе, Атырауском нефтехимическом заводе парки хранения газа отданы в частные руки, были созданы частные монополии, а цена газа искусственно повышается. В настоящее время соответствующие расследования в отношении этих заводов проведены», — пояснил глава АЗРК.
На оптовом рынке основные поставщики нефти — ТОО «Petrosun», «PetroleumOperating» и АО «КазМунайГаз». Они приобретают сырье у недропользователей, входящих в группу CNPC и КМГ.
«Из 11 миллионов тонн нефтепродуктов две трети реализуется напрямую розничным сетям, треть — вторичным оптовым поставщикам, как правило, не имеющим какой-либо инфраструктуры. По данным Казахстанской топливной ассоциации, независимые сети АЗС добирают у посредников недостающие объемы нефтепродуктов.Ценообразование на оптовом рынке нефтепродуктов также носит нерыночный характер. Действуют прямые договоры, биржевая торговля распространяется только на 10% от общего объема внутреннего рынка. В таких условиях маржинальность крупных поставщиков нефти достигает 30%, а аффилированных посредников — 10-15%», — добавил Серик Жумангарин.
Автор Марина Захарова
Источник 365info.kz