В связи с дефицитом предложения и резким – в среднем на 60% – ростом цен на новые автомобили россияне переключили внимание на вторичный рынок. Однако и в этом сегменте ситуация сегодня достаточно сложная. С какими реалиями сталкиваются покупатели, сообщает profile.ru.
Кривизна автокредитной линии
Аналитики «Открытия Авто» (подразделение банка «Открытие») на днях опубликовали исследование рынка автокредитования России. Документ раскрывает основные предпочтения клиентов, связанные с приобретением подержанных машин в первом квартале текущего года.
В кредит, как выяснилось, клиенты российских банков предпочитают покупать автомобили 2011–2014 и 2017–2018 годов выпуска, а четырех–пятилетние пользуются меньшим спросом. С двух–трехлетними машинами картину можно назвать противоречивой: предложений немного, но цены выше, поэтому потенциальным покупателям они интересны в меньшей степени.
«Заметна тенденция изменения предпочтений автомобилистов в сторону машин "постарше" на фоне роста цен на "молодые" модели. Дело в том, что вслед за пиковым подорожанием новых автомобилей сильно поднялись в цене и авто двух-трех лет», – пишут авторы исследования. По их мнению, с начала весны авторынок, как и рынок автокредитования РФ, перешел в стадию низкого спроса. Например, в марте клиентами было подано почти в два раза меньше кредитных заявок на покупку машины, чем в прошлом году.
Надежды на восстановительный рост связаны главным образом со смягчением денежно-кредитной политики (ДКП) Банка России. Ключевая ставка за последние два месяца снижена с 20% до 14% годовых. Вслед за регулятором финансовые организации постепенно уменьшают ставки по кредитным продуктам, в том числе и автокредитам.
Полупроводниковый и логистический провал
Доступные займы сами по себе не увеличат предложение автомобилей – как новых, так и с пробегом. На протяжении последних месяцев не только российский, но и весь мировой авторынок находится в системном кризисе. Причин его возникновения несколько. Во-первых, острый дефицит полупроводников (последствия активного развития рынков мощных гаджетов и майнинга криптовалют). Образовавшуюся брешь не удается оперативно ликвидировать ввиду ограниченных производственных мощностей.
Вторая причина – разрыв логистических цепочек. Сбой случился еще весной 2020 года, когда из-за пандемии COVID-19 многие страны были вынуждены объявлять локдаунды, закрывать границы, останавливать выпуск и поставки автокомпонентов зарубежным партнерам. И эти проблемы до конца не решены.
В случае с Россией есть и третья причина, усугубляющая дефицит предложения на первичном рынке автомобилей. Речь о санкциях, введенных Западом после начала специальной военной операции по защите Донбасса. Так, Евросоюз прекратил поставки в Россию автомобилей, цена которых превышает 50 тыс. евро. Запрет распространяется на большинство моделей ведущих автоконцернов ЕС и их дочерних брендов. Не осталась в стороне и Британия – в конце февраля было принято решение прекратить экспорт в РФ причисленных к предметам роскоши Land Rover и Jaguar.
Заморожен не только импорт – ряд западных брендов законсервировали свои российские заводы. Причем понимания перспектив и примерных сроков их открытия (если оно вообще когда-то состоится), до сих пор нет. Конечно, корейские и китайские автопроизводители получили шанс занять ниши, которые добровольно освободили конкуренты. Однако очевидно, что нарастить объемы выпуска быстро они физически не в состоянии.
Все эти проблемы в конечном счете стали триггером роста цен на новые и подержанные машины. Причем к резкому подорожанию автомобилей в России приложили руку не только производители, но и дилеры. Последние, опасаясь (и не без оснований) сокращения новых поставок, придумывают различные схемы накрутки цен, распродавая складские запасы. В результате машины некоторых брендов, которые в середине февраля 2022 года автосалоны предлагали клиентам за 3–3,4 млн рублей, в марте стоили уже более 6 млн рублей. Платить такие деньги в настоящее время большинство люди психологически не готовы. Материально, впрочем, тоже, поскольку доходы населения РФ соразмерно не выросли.
Неудивительно, что покупатели переключились на автомобили с пробегом. Вторичный рынок, по логике, не должен иметь проблем, характерных сегодня для первичного рынка. И адекватные в плане цены предложения действительно найти можно. Другое дело, насколько привлекательные цены соотносятся с качеством товара. Ведь чем старше автомобиль и больше километров показывает одометр, тем выше затраты на поддержание его технического состояния. Например, после 70–80 тыс. километров пробега с высокой долей вероятности может потребоваться замена вариатора. Привод газораспределительного механизма (ГРМ) в современных двигателях в среднем работает 50–100 тыс. километров и т.д.
Таким образом, стремление сэкономить семейный бюджет в момент покупки старого автомобиля с рук или у официального дилера в дальнейшем может обернуться незапланированными дополнительными расходами – на ремонт и техническое обслуживание. Если вспомнить, что из-за санкций поставки запчастей и расходных материалов некоторых брендов в Россию затруднены, то надо еще постараться найти оригинальные или сопоставимые по качеству реплики.
Какие перемены к лучшему
На этом фоне на авторынке РФ наблюдаются весьма интересные тенденции. Он, что называется, становится в большей степени ориентированным на запросы потребителя. В частности, в прошлом году начали появляться компании, предлагающие свою помощь в качественном подборе автомобилей – новых и с пробегом. Специалисты фактически берут на себя функции посредников между покупателями и дилерами. Цель – договориться о наиболее привлекательных условиях проведения сделок. Вероятно, в ближайшие месяцы, с учетом развития ситуации на вторичном авторынке, спрос на подобные услуги будет устойчиво расти.
Средняя цена комплексного подбора машины составляет 35–40 тыс. рублей. Понятно, что далеко не каждый покупатель готов платить такие деньги. При этом нельзя исключать, что вследствие усиления конкуренции между участками рынка и борьбы за клиента прайс вскоре изменится в меньшую сторону.
Вторая тенденция, которую предопределяют санкционные ограничения, – возобновление импорта автомобилей с пробегом из Европы и, возможно, США. С известными оговорками это можно считать возращением в «лихие девяностые». Опыт 30-летней давности, похоже, теперь стал актуальным для обхода запретов.
Спрос, по всем прогнозам, ожидается высокий. Что касается предложения, то оно не заставит себя ждать. Скорее всего, появятся серые схемы частных поставок авто. Когда-то этим бизнесом жили и неплохо зарабатывали жители Калининградской области и Приморского края.
Однако здесь надо понимать, что совсем не обязательно децентрализованный импорт автомобильного секонд-хенда восстановится строго по старым маршрутам. В современных условиях заменить Германию – в 1990-е главного поставщика иномарок с пробегом, с учетом внешнеполитических факторов, способны азиатские страны.
Состоятельные россияне при желании могут обновлять личный автопарк в обход санкций. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах сегодня можно купить новую Toyota Land Cruiser 300 почти на треть дешевле, чем предлагают российские дилеры. Аналогичный вариант вполне применим для организации поставок в Россию автомобилей с пробегом, которые потеряли в цене, но находятся в хорошем техническом состоянии.
Автор Олег Чередниченко
Источник profile.ru