Экспорт Китая рос самыми быстрыми темпами за пять месяцев в июне, поскольку фабрики оживились после отмены карантина, но резкое замедление импорта, вспышки новых вирусов и ухудшение глобальных перспектив указали на ухабистый путь для китайской экономики , сообщает  finversia.ru

Документы, необходимые китайской компании для экспорта товаров

Аналитики говорят, что восстановление экспорта отразило прекращение сбоев в цепочках поставок и перегруженности портов, которые весной ударили по второй по величине экономике мира, когда правительство ввело широкомасштабный локдаун.

Исходящие поставки в июне выросли на 17,9% по сравнению с прошлым годом, это самый быстрый рост с января, как показали официальные данные таможни, по сравнению с ростом на 16,9% в мае и намного больше, чем ожидалось аналитиками в отношении роста на 12,0%.

«Этот скачок отражает прекращение перебоев в цепочках поставок, вызванных блокировками, и, что наиболее важно, уменьшение количества узких мест в портах», — заявил Джулиан Эванс-Причард, старший экономист по Китаю в Capital Economics.

«Хотя общий объем контейнерных перевозок в китайских портах в прошлом месяце практически не изменился, недавняя слабость внутреннего спроса на перевозки высвободила больше портовых мощностей для внешней торговли», — добавил он.

Согласно официальным данным, ежедневная пропускная способность контейнеров в июне в порту Шанхая, серьезно пострадавшем от карантина, восстановилась как минимум до 95% по сравнению с предыдущим годом.

Экспорт компьютеров, изделий из стали и автомобилей способствовал устойчивому росту. В июне Китай экспортировал 248 тыс. автомобилей, что на 30,5% больше, чем годом ранее.

Тем не менее, экономисты говорят, что сила экспорта, вероятно, ослабнет, поскольку рост глобальных процентных ставок для сдерживания инфляции начинает подрывать спрос и более широкий экономический рост.

Угроза дальнейших ограничений из-за пандемии внутри страны также нависла над китайскими предприятиями и домашними хозяйствами, в то время как украинские события создают давление на мировые цепочки поставок и повышают операционные расходы экспортеров.

Внешняя торговля Китая по-прежнему сталкивается с нестабильностью и неопределенностью, заявил Ли Куйвэнь, представитель главного таможенного управления Китая, на пресс-конференции в Пекине.

Главный экономист Pinpoint Asset Management Чживэй Чжан сказал, что, хотя внешняя торговля по-прежнему остается «самым эффективным двигателем экономики», перспективы указывают на «ухабистый путь с препятствиями».

«Поскольку спрос в развитых странах смещается от товаров к услугам, сильный рост экспорта может оказаться неустойчивым во второй половине года. Нынешняя вспышка (COVID) в Шанхае и некоторых других городах снова поставила под сомнение восстановление экономики в Q3», — отметил Чжан.

Благодаря правительственным мерам стимулирования и отмене карантина в прошлом месяце экономика Китая начала немного восстанавливаться. В апреле она пережила серьезный спад, поскольку страна столкнулась с крупнейшей вспышкой COVID-19 с 2020 года.

Официальные и частные опросы показывают, что производственная активность в стране улучшилась в июне после трехмесячного спада, в то время как в секторе услуг произошел впечатляющий подъем.

Однако замедление импорта поставило под сомнение устойчивость восстановления.

Импорт в июне вырос всего на 1,0% по сравнению с показателем годом ранее, снизившись по сравнению с ростом на 4,1% в мае, что было вызвано сокращением импорта товаров, вызванным блокировкой, и падением внутреннего потребления. Аналитики прогнозировали рост на 3,9%.

Эванс-Притчард указал на падение объемов импорта в прошлом месяце до трехлетнего минимума, что указывает на продолжающуюся слабость в строительном секторе Китая, который обычно является важным фактором роста.

Почти весь товарный импорт Китая был заметно слабее. Ежедневный импорт сырой нефти в июне упал на 11% по сравнению с прошлым годом до самого низкого уровня с июля 2018 года, а импорт угля упал на 33%.

Импорт сои также сократился на 23% по сравнению с прошлым годом, поскольку высокие мировые цены сдерживают спрос на семена масличных культур.

Главный экономист по Большому Китаю в ING Ирис Панг полагает, что спрос на импорт должен немного восстановиться, поскольку расчетный спрос Китая на товары до отгрузки был затронут блокировками и перегруженностью портов в период с апреля по май. Она ожидает, что импорт восстановится, если в ключевых китайских городах больше не будет длительных ограничений.

Положительное сальдо торгового баланса Китая в прошлом месяце составило $97,94 млрд, что является рекордно высоким показателем по сравнению с прогнозом аналитиков о положительном сальдо в $75,70 млрд и положительном сальдо в $78,76 млрд в мае.

Аналитики Goldman Sachs отмечают, что общая стоимость экспорта неожиданно выросла, что привело к рекордно высокому и более сильному, чем ожидалось, положительному сальдо торгового баланса.

Ожидается, что пятничные данные продемонстрируют дальнейшие признаки экономического улучшения, хотя и скромные, с ростом промышленного производства в июне и выравниванием розничных продаж после нескольких месяцев спада.

Но рост во втором квартале в целом, вероятно, резко замедлился и, возможно, даже сократился по сравнению с первым кварталом, что говорит о том, что политикам придется сделать гораздо больше, чтобы стимулировать экономическую активность.

Даже в этом случае экономисты сомневаются, что рост валового внутреннего продукта достигнет целевого показателя правительства в размере около 5,5% на этот год, если только оно не ослабит свою строгую стратегию нулевой терпимости к COVID.

В то время как давление нарастает из-за смягчения глобального фона, ключевой рынок недвижимости Китая остается шатким, а низкие потребительские расходы домохозяйств означают, что его традиционные двигатели роста также остаются недостаточно мощными. Возобновление расходов на инфраструктуру потребует времени, чтобы начать работу.

Вдобавок ко всему, за последнюю неделю в нескольких городах был обнаружен подвариант BA.5 Omicron с высокой степенью заразности.

По состоянию на понедельник 31 город, в котором проживает 17,5% населения Китая и 25,5% ВВП, ввел полную или частичную изоляцию и другие меры контроля на районном уровне, говорится в заметке аналитиков Nomura.

Автор Тимофей Лапин

Источник finversia.ru