Подорожание продуктов питания отражается на уровне жизни населения. При этом распространено мнение, что одним из способов решить данную проблему является запрет на повышение цен. О том, какими последствиями это грозит, сообщает  nur.kz.

Вредные продукты питания, список. Классы опасности продукции. Классификация  вредных и безопасных пищевых продуктов

Когда стоимость продуктов питания растет, увеличиваются соответствующие расходы населения. При этом страдают другие сферы жизни казахстанцев: остается меньше денег на одежду, отдых, развлечения, образование и так далее.

Так, в сентябре инфляция в Казахстане продолжила расти и достигла 17,7%. Соответственно, дорожают и социально значимые продукты питания.

С подобной проблемой сталкиваются и другие страны. Например, из-за этого в Беларуси было запрещено повышение цен с 6 октября. При этом введение подобных мер часто предлагается и в Казахстане.

Однако, как сообщают аналитики Telegram-канала Tengenomika, это может привести к негативным последствиям.

Риски регулирования цен

Согласно мнению аналитиков, подобные меры прямого запрета и жесткого регулирования цен являются "беспрецедентными и абсурдными для экономики".

"Повышать цены нельзя, как и уйти с рынка, что, по сути, ставит бизнес в тупиковую ситуацию.

С одной стороны, дорожает себестоимость, а с другой стороны, бизнес теряет маржинальность и свою конкурентоспособность, что обязательно скажется на объемах производимой продукции и ее качестве", – отмечается в публикации источника.

Другими словами, предприниматели могут столкнуться с тем, что цена закупки товара в итоге окажется выше, чем цена продажи. Как результат, это может привести к убыткам бизнеса, которому просто будет невыгодно работать.

Подобное явление отмечалось в Казахстане в 2020 году, когда предпринимателям приходилось продавать товары похуже качеством из-за введения ограничений на цены.

Риски дефицита и черного рынка

Также о рисках запрета на повышение цен высказался Telegram-канал Finance.kz, который указывает, что такие методы могут привести только к дефициту и черному рынку.

То есть, как отмечалось ранее, бизнесу будет невыгодно покупать товары с ограничениями на наценку.

В итоге они могут просто перестать их продавать, что создаст дефицит. В то же время некоторые предприниматели могут начать реализовывать эти товары незаконно и по ценам выше, чем рыночные, из-за высокого спроса на фоне дефицита.

В результате могут пострадать потребители, которые либо вовсе не смогут купить продукты, либо будут тратить на них еще больше денег.

Поэтому эта сфера должна регулироваться рыночными механизмами и антимонопольными органами, чтобы избежать недобросовестных действий. 

Автор Марк Мауленкулов

Источник nur.kz