Инфляционные ожидания сами по себе мощный фактор инфляции, поэтому нельзя ставить повышенные цифры при планировании .
В ходе пленарного заседания сената премьер-министр Алихан Смаилов ответил на вопросы депутатов о стагфляции, сообщает inbusiness.kz.
"В проект бюджета у вас заложены оптимистичные прогнозы – и по ВВП, и по уровню инфляции, но все мы прекрасно знаем, что по всему миру центробанки готовятся к рецессии и все живут в ожидании стагфляции. Стагфляция для Казахстана смерти подобна. У вас есть какой-то план? Или мы дальше так и будем базовую ставку повышать?" – прозвучал вопрос.
На это глава правительства ответил, что есть целый план по противодействию инфляционным процессам, где предусмотрено 67 мероприятий. Это системные и оперативные меры, направленные на сдерживание инфляционных процессов.
"В целом на следующий год нами планируется инфляция на уровне 7,5-9,5%, то есть снижение того уровня, который сейчас формируется. А в последующие годы мы таргетируем еще более низкий уровень инфляции – до 3-4%. Мы должны таргетировать такие уровни инфляции, потому что мы должны ставить цель и достигать. Если мы будем планировать высокий уровень инфляции, то инфляционные ожидания приведут к тому, что эти цифры сбудутся", – пояснил он.
Инфляционные ожидания сами по себе мощный фактор инфляции, поэтому нельзя ставить повышенные цифры по инфляции, считает Смаилов.
"Необходимо, наоборот, ставить более низкие цели и стараться всеми инструментами, которые имеются в нашем распоряжении, добиться этих значений для того, чтобы стабилизировать макроэкономическую ситуацию. А стабильная макроэкономическая ситуация – это основное условие для дальнейшего развития страны. Вы понимаете, что Казахстан является маленькой открытой экономикой, порядка 60% нашего ВВП – это внешнеторговая деятельность. Поэтому все, что происходит вокруг нас, прямо касается нашей экономики", – отметил он.
Премьер привел пример: летом в Туркестанской области лук стоил 80-90 тенге за килограмм, но в связи с геополитическими событиями, с теми проблемами, которые наблюдаются во всем мире по продовольствию, трейдеры соседних стран стали приезжать и прямо с поля забирать лук по 200 тенге за 1 кг.
"И что фермер будет делать? Естественно, он станет продавать как ему выгодно, по 200 тенге за 1 кг. При этом никаких внутренних факторов для роста цен на лук не было. Сработал чисто внешний фактор, и у нас цена на лук в два раза подскочила в этот период, хотя мы производим достаточное количество овощей, в частности лука, для собственного производства. И это наблюдается и по другим позициям, например по потребительским товарам, которые приходят к нам из третьих стран, в том числе из РФ", – объяснил он.
Так, 40% импорта идет из Российской Федерации.
"В результате резкого сокращения импорта в РФ у них укрепился обменный курс рубля на 30%, автоматом это привело к укреплению рубля к тенге на те же 30%. И получилось, что все российские товары на 30% подорожали. Но мы одномоментно не можем остановить импорт из третьих стран, поскольку нам надо приобретать необходимые товары. Мы экспортируем порядка 70 млрд долларов и импортируем порядка 40 млрд долларов. Внешние факторы имеют серьезное влияние, хотим мы этого или не хотим", – продолжил глава правительства.
Другой вопрос – что мы делаем в ответ на это, считает он.
"У нас должны быть системные меры. Это проекты по импортозамещению, по сокращению доли импорта потребительских, промышленных товаров и по увеличению производства продуктов питания, по которым у нас есть определенная зависимость. Такие планы у нас есть", – резюмировал премьер.
Автор Дана Карина
Источник inbusiness.kz